Я.
В. Ревупенкова
^ /В утолиц е Российской импе-
Р^іСу Х ІХ веке было в три раза
больше протестантов, чем в сред-
нем по России. Приезжавшие сна-
чала по вызову российских влас-
тей, а затем и по традиции немцы и
голландцы, швейцарцы и францу-
зы жили на невских берегах поко-
лениями. Они не чувствовали себя
чужаками вплоть до начала Первой
мировой войны, сохраняя веками
свои национальные обычаи и веру,
которые поддерживались в рамках
религиозной общины под настав-
ничеством пастора.
В Петербурге, открытом для
многих исповеданий, положение
протестантского пастора привлека-
ло иностранца не только солидным
казенным содержанием, но широ-
ким полем деятельности и благо-
склонным вниманием император-
ского двора. Император Александр
I во время войн с Наполеоном
встречался в Пруссии и Силезии,
Париже и Лондоне с лидерами раз-
личных протестантских конфес-
сий, сам был автором акта об уч-
реждении Священного союза, ко-
торый подчеркнул верность всех
государей единому Богу и солидар-
ность верую щ их трех основны х
христианских течений.
В октябре 1810 года в Петер-
бург по приглаш ению немецкой
реформатской общ ины приехал
швейцарец Иоганн фон Муральт,
чтобы занять вакантную долж -
ность пастора. Реформаты - при-
верженцы церквей, возникш их в
ходе Реформации X V I в. на осно-
ве цвинглианства и кальвинизма,
с религиозно-политическим цент-
ром в Ш вейцарии. Они следуют
основным вероучительным прин-
ципам протестантизма: общение с
Богом на родном языке, главенство
проповеди в богослужении, почи-
тание двух христианских таинств,
независимость национальной цер-
кви от Рима и т. д. Реформаты бо-
лее последовательно, чем лютера-
не, избавлялись от католических
Медальон в память
об Иоганне фон Муральте.
Неизвестный скульптор XIX в.
Металл. ГМИР.
Фото Т. И. Вишняковой
традиций: в убранстве церковных
зданий допускались только те
культовы е
предметы,
которые
были разрешены в Библии, в цер-
ковной структуре была полностью
отменена иерархия, общины веру-
ющих управлялись советом из вы-
борных светских лиц, приглашали
пасторов на служение, обладая пол-
ной самостоятельностью, по мере
необходимости общ ины собира-
лись на синоды. Первый руководи-
тель Реформатской церкви Ж ан
Кальвин подписал «Аугсбургское
вероисповедание*, которое поло-
жило начало догматике лютеранс-
кой церкви, но очень долго отноше-
ния между лютеранами и реформа-
тами были весьма напряженными.
В городах Швейцарии и Голландии,
а также в некоторых районах Гер-
мании реформатская церковь зани-
мала официальное положение, но в
лютеранских землях Германии нем-
цы реформатского вероисповеда-
ния оказывались на положении ре-
лигиозных меньшинств.
В Петербурге вероисповеда-
ния реформатов придерживались
иностранцы,
приезж авш ие
на
службу из Голландии, Швейцарии
и Германии. Пока их количество
было невелико, все петербургские
=
История Петербурга.
протестанты - лютеране, реформа-
ты, англикане - состояли в так на-
зываемой адмиральской церкви.
Вице-адмирал Корнелий Ивано-
вич Крю йс, принадлеж авш ий к
голландской реформатской церк-
ви, построил на своем подворье и
на свои средства комплекс из мо-
литвенного помещения, жилища
пастора и школы. Церковь была
сложена в форме креста из бревен,
ее окна украшали семейные гербы
морских офицеров, во время вос-
кресных служб на ней поднимали
адмиральский флаг. О т «адми-
ральской» церкви постепенно от-
делялись общины верующих одной
национальности. Французскую ре-
ф орматскую общ ину составляли
вначале преимущественно швей-
царцы. В укреплении контактов с
Женевой - историческим центром
реформатской церкви - важную
роль сыграло семейство Ф ранца
Лефорта, брат которого был чле-
ном правительства Женевы, а пле-
мянник стал дипломатом на рос-
сийской службе. Образовавшаяся
в 1723 году в рамках «адмиральс-
кой* церкви французская рефор-
матская община обратилась в кон-
систорию Женевы с просьбой при-
слать французского пастора. С лу-
жение пастора Робера Дунана на-
чалось с крещения ребенка из се-
мьи флотского хирурга Жана Гови
с участием Петра I. С тех пор крес-
ло царя выставлялось в молитвен-
ном зале, по крайней мере до 1865
года. Впрочем, верующие именова-
ли себя членами ф ранцузской и
немецкой реформатской колонии
Санкт Петербурга начиная с 1746
года и пасторов приглаш али из
немцев реформатского вероиспо-
ведания1.
Важным этапом в укреплении
положения франко-немецкой цер-
кви была перестройка молитвенно-
го здания на Большой Конюш ен-
ной, 25, в 1773 году по проекту
Ю. М. Фельтена. Во главе церков-
ного совета находился тогда Ж ак
,\?
5 (39)/2007
=
67
предыдущая страница 68 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 70 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст