БОРЬБА ПРОТИВ РЕЛИГИИ - БОРЬБА ЗА СОЦИАЛИЗМ_______________
УВА Ж А ЕМ Ы Й ТО ВАРИ Щ
ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМИТЕТ ПРИГЛАШАЕТ ВАС НА
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПО ПОВОДУ ОТКРЫТИЯ
АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ВЫСТАВКИ
АКАДЕМИИ НАУК СССР И ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА
К ПЯТИЛЕТИЮ СОЮЗА ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ
ИМЕЮЩЕЕ БЫТЬ 15 АПРЕЛЯ В БЕЛОМ ЗАЛЕ 6. ЗИМНЕГО ДВОРЦА
(ПЛОЩАДЬ УРИЦКОГО-ВХОД С АДМИРАЛТЕЙСКОГО ПОДЪЕЗДА)
ПОРЯДОК дня
I
ОСМОТР ВЫСТАВКИ
о
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ
ВВОДНОЕ СЛОВО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА
СОЮЗА ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ
ДОКЛАД О ЗАДАЧАХ ВЫСТАВКИ - ПРОФ. В. Г. БОГОРАЗ-ТАН
ВЫСТУПЛЕНИЯ ОТ ОРГАНИЗАЦИЙ
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ В 1 Ч. ДНЯ
НАЧАЛО ЗАСЕДАНИЯ В 2 Ч. ЗО
М.
Пригласительный билет на торжественное заседание
по поводу открытия «Антирелигиозной выставки»
кого сознания, принятие всем об-
ществом идеологии марксизм а-
ленинизма. М ар кси стски е идеи
должны были внедряться в созна-
ние людей через средства массо-
вой инф ормации, кийо, театры,
музеи*4. В. Г. Богораз-Тан хорошо
понимал, что возможность продол-
жить начатое дело связана с уступ-
ками и компромиссами, и его на-
мерение придать выставке антире-
лигиозный характер и тем самым
продемонстрировать поддерж ку
линии партии было вполне осоз-
нанным. Только так можно было
спасти основной замысел выстав-
ки и саму выставку, которая к тому
времени стала важнейшей частью
его жизни.
Зависимость от внешних обсто-
ятельств делала работу по органи-
зации выставки весьма напряжен-
ной и непредсказуемой. Знаком -
ство с документами того периода
дает представление о многочислен-
ных трудностях, с которыми при-
ходилось сталкиваться В. Г. Бого-
раз-Тану. Без его упорства и настой-
чивости открытие антирелигиоз-
ной выставки в залах Эрмитажа в
1930 году, а затем и Музея истории
религии А Н С С С Р в 1932 году вряд
ли бы состоялось.
К примеру, в самом начале вы-
ставка эволюции религии плани-
ровалась как временная выставка
М узея антропологии и этногра-
фии. Через какое-то время речь
зашла о постоянной экспозиции с
перспективой превращения ее в
музей - филиал Музея антрополо-
гии и этнографии. При этом учре-
дителями, наряду с М А Э . высту-
пили уже Государственный Эрм и-
таж, Библиотека Академии наук и
Областной совет Союза воинству-
ющих безбожников. Сотрудниче-
ство с последним не случайно.
Судя но документам, именно к пя-
тилетнему юбилею Сою за воин-
ствующих безбожников и готови-
лась выставка. Как бы это ни вос-
принималось сейчас, но благодаря
умению использовать обстоятель-
ства в своих интересах В. Г. Бого-
раз-Тан не только сохранил ядро
выставки, но и обеспечил ей офи-
циальную поддержку властей. Ус-
тройство антирелигиозной выстав-
ки, предназначенной для широких
рабочих масс, стало, по сути, госу-
дарственным заказом, что откры-
ло ее организаторам большие пер-
^ ^ т р а н и ц ы ж и зн и м у зе я
спективы. В частности, появилась
возможность договориться о выде-
лении для нее обширных помеще-
ний в здании Зим него дворца, а
также разнообразить ее экспози-
цию за счет привлечения коллек-
ций Эрмитажа и других музеев.
Работа по монтажу выставки
началась ударными темпами. Для
нее были предоставлены помеще-
ния, расположенные со стороны
Адмиралтейства и имею щ ие от-
дельный вход. Открытие и торже-
ственное заседание по этому пово-
ду были назначены на 15 апреля
1930 года. В. Г. Богораз-Тан писал:
«Антирелигиозная выставка уст-
роена в Зимнем дворце в бывших
комнатах Александра И. В центре
ее тот самый кабинет, куда привез-
ли его однажды, в весеннее хмурое
утро 1 марта 1881 года, сорок де-
вять лет тому назад. Этот кабинет
отгорожен деревянной переборкой
и, по возможности, нс тронут. Толь-
ко на стенах спущена развеска пор-
третов царских и княжеских.
.. О с-
тальные залы, набитые выцветшей
мебелью и разным хламом, при-
шлось вычистить.
.. фигурные сте-
ны обшить фанерными щитами и
обтянуть холстом; спешно провес-
ти электричество, которое в этой
части Зимнего дворца было давно
перерезано н снято»5. На первом
этаже, при входе, располагался
один зал, посвященный происхож-
дению Вселенной, Земли и чело-
века. Вдоль широкой лестницы, где
раньше в огромных рамах весели
=
История Петербурга.
Л ” 5
(39)/2007
французские гобелены, поместили
такие же огромные антирелигиоз-
ные плакаты, весьма яркие и злые
но своему содержанию.
Важно подчеркнуть, что для
выставки использовались в основ-
ном подлинные вещи, взятые из
коллекций Музея антропологии и
этнографии и Эрмитажа. В. Г. Бо-
гораз-Тан писал: «Мы брали из на-
ших коллекций щедрой рукой са-
мое дорогое и лучшее, что было:
уникальные предметы из Индии,
Китая и Африки, шаманские убо-
ры из Камчатки, из Ч укотской
Земли, античные мраморы, золото,
кость, эмаль. Выставка должна го-
ворить вещами*6. Отвечая на кри-
тические замечания о том, что ре-
лигиозные явления лучше бы пред-
ставлять в окарикатуренном виде,
он подчеркивал: «Эта вульгарная
стадия антирелигиозной пропаган-
ды давно миновала. М ы должны
представлять религиозные явления
в том виде, в каком они есть на са-
мом деле, не исключая их притяга-
тельной силы, и разоблачать их
углубленны м и
аргум ентам и*7.
С этой целью при выставке была
создана группа «ратьяснителей-эк-
скурсоводов» из студентов Ленин-
градского государственного ун и -
верситета. Также по тематике всех
залов были составлены поясни-
тельные тексты, представленные в
специазыю разработанном для по-
сетителей «Кратком путеводителе
по А нтирелигиозной
выставке
А Н С С С Р * .
предыдущая страница 6 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 8 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст