з и с т о р и и к о н ф е с с и й в П е т е р б у р г е
Фуссадье, лейб-медик Екатерины II,
членом совета был математик Лео-
нард Эйлер, а перестроенный храм
освятили во имя св. Паата, небес-
ного покровителя наследника рос-
сийского престола.
С увеличением
количества
немцев реформатского вероиспо-
ведания в Петербурге и пригоро-
дах во франко-немецком сообще-
стве возникли конфликты. Указом
Екатерины И от 1778 года практи-
чески регламентировалась совме-
стная деятельность французской и
немецкой общ ин реф орматской
церкви с двумя пасторами в одном
здании. Численность немецкой ре-
форматской общины в 1810 году
была
1000
человек и выросла за
четыре десятилетия пасторского
служения И. фон Муральта до 1800
человек.
Иоганн фон М уральт (1780-
1850) происходил из старинного
нем ецко-итальянского рода; его
предки, принимавш ие участие в
Реф ормации,
переселились
в
Ш вейцарию , где в замке близ
г. Биш офцелля в кантоне Тургау
прошло его детство. Образование
М уральт получал в Ц ю рихском
университете, который был средо-
точием богословской мы сли ре-
форматской церкви, а также в уни-
верситете Галле, центре обновлен-
ческого движ ения пиэтизма (от
лат. р!е
1
аь - благочестие) внутри
лютеранской церкви. В Галле была
очень
сильна
педагогическая
мысль, поскольку пиэтисты счита-
ли воспитание и образование де-
тей главным способом обновить
христианство и обеспечить его
влияние на общество.
О сновны м интересам И. фон
М уральта в студенческие годы
было изучение религиозной фило-
софии и педагогики. Находясь в
1800-1802 годах в Париже, он слу-
шал лекции знаменитого лютеран-
ского мыслителя Фридриха Ш лей-
ермахера, который предлагал изме-
нить подходы к философской трак-
товке религии, исключить из нее
догматику и культивировать рели-
гию исклю чительно как личное
чувство зависимости христиани-
на от Бога. И. фон Муральт позна-
комился с системами французских
педагогов и был приглашен воспи-
тателем к сыновьям г-жи де Сталь.
В 1803-1810 годах он работал по-
мощником учителя в основанных
выдающимся ш вейцарским педа-
гогом И. Г. Песталоцци детских
учреждениях в Бургдорфе, М ю н-
хенбухзее, Ивердоне.
О н стрем ился создать соб-
ственную школу и за этим отпра-
вился в Россию. В Петербурге от-
крылись такие широкие перспек-
тивы, что он остался здесь навсег-
да. Вначале, как педагог, он был по-
трясен беспечной и беззаботной
жизнью, к которой привыкли юно-
ши из дворянских семей. И. фон
Муральт быстро сблизился с вли-
ятельны ми кругами столицы и
предложил проект светского учеб-
ного заведения, в котором можно
было бы воспитывать молодежь из
привилегированных семей для го-
сударственной деятельности. Про-
ект рассмотрел и одобрил А лек-
сандр I. Учрежденный в 1812 году
Пансион М уральта действовал в
Петербурге до 1837 года, успешно
решая
проблему
образования,
нравственного воспитания и про-
фессиональной подготовки знат-
ной столичной молодежи. Светс-
кие дисциплины в пансионе препо-
лавалп лучшие специалисты, а но-
вые методы религиозного обуче-
ния И . фон Муральту удалось от-
стоять, опираясь на собственный
авторитет в вы сш их кругах сто-
личного общества. Пастор безбояз-
ненно вступал в полемику с все-
сильным главой полицейского ве-
домства X. Бенкендорфом, а один
из его прихожан - Е. Ф . Канкрин
(1774-1845), известный российс-
кий экономист, м инистр ф инан-
сов. стал другом и единомышлен-
ником И. фон Муральта2. Пансион
Муральта выпустил 578 воспитан-
ников, занимавших впоследствии
высокие долж ности в различных
областях государственного управ-
ления3. Незаурядный талант М у-
ральта-ироповедника ценили при
дворе, и по указанию Александра I
ему бы ло поручено возглавить
празднование
двухсотлетнего
юбилея Реформации, который от-
метили совместными богослуж е-
ниями лютеранские и реформатс-
кие пасторы Петербурга в октябре
1817 года. В своих проповедях
И. фон Муральт защищал принци-
пы меж конф ессионального со -
трудничества. Эти принципы под-
держал и находивш ийся в 1820-
1824 годах в Петербурге немецкий
проповедник Иоганн Госснер.
//гто/мм //cnit'/Kij/p/M. Л* 5
(.1 9 )/2 0 0 7
По инициативе пастора три ре-
ф орматских прихода Петербурга
объединили усилия в школьном
деле. Ш кола евангелически-рефор-
матских церквей была открыта в
1818 году, первоначально для 30
учеников в двух классах с четырь-
мя учителями. В школьном совете
были представлены три пастора и
старшины трех общин. Для школы
в 1827 году было построено спе-
циальное здание (М о й ка , 38).
Впоследствии его приш лось над-
строить на два этажа. И з началь-
ной общеобразовательной город-
ской ш колы она превратилась в
гимназию с восьмилетним обуче-
нием, где велась основательная
подготовка по древним языкам и
естественным наукам. Бедные уче-
ники по реш ению церковного и
школьного советов с 1831 года ос-
вобождались от оплаты за обучение.
С 1836 года при школе был органи-
зован прию т для нуж давш ихся
учеников. Е. Ф . Канкрин добился
финансовой поддержки школы го-
сударством. Добровольные взносы
поступали от членов лютеранской
общины св. Петра, и в частности от
директора Царскосельского лицея
Е. А. Энгельгардта (1775-1862) и
выпускников лицея.
Рел и гиозно- п росветител ьская
деятельность И. фон Муральта по-
лучила общественное признание: в
1826 году его наградили дипломом
П етербургского университета, в
1829 году - орденом Св. Владими-
ра 4-й степени, в 1838 году - орде-
ном Св. Анны 2-й степени.
С 1814 года в столице Россий-
ской империи действовал Сою з
помощ и нуж даю щ имся швейцар-
цам. и И. фон Муральту часто при-
ходилось выступать посредником
по защите интересов соотечествен-
ников перед лицом российских
властей. По вопросам социальной
помощи пастор вступал в контак-
ты с другими швейцарскими свя-
щенниками в России, вел перепис-
ку с сотнями корреспондентов в
Ш вейцарии, Англии, Ш веции, Да-
нии. По отзывам современников,
личные дарования пастора И. фон
М уральта и талант организатора
служили лучш им подтверждением
его убеждения о важности миссии
свящ енника для духовного руко-
водства обществом.
С во и м преемником Иоганн
фон М уральт надеялся увидеть
предыдущая страница 69 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 71 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст