и с т о р и и к о н ф е с с и й в П е т е р б у р г е
племянника Эдуарда, который в
1834 году вслед за дядей приехал в
Петербург и служил хранителем
богословских рукописей в И мпе-
раторской Публичной библиотеке,
а затем и в Императорском Эрми-
таже. Однако пасторская карьера
Э. фон М уральта после смерти
дяди в 1850 году не сложилась.
Прихожане выразили недоволь-
ство его проповедями, потребова-
ли отставки, и Э. фон Муральт вер-
нулся на родину, став известным
историком, филологом, почетным
доктором богословского факульте-
та в университете Цюриха'. Вско-
ре совет немецкой реформатской
церкви пригласил в Петербург
другого пастора - Г. Дальтона.
Герман Дальтон (1833-1913)
родился во Ф ранкф урте-на-М ай-
не, образование получил в универ-
ситетах Марбурга, Берлина и Гей-
дельберга. Его жизненный путь и
творчество определили идеи либе-
рального христианства, преобла-
давшего в университетской науке
протестантской
Германии
X IX
века. Либеральные теологи относи-
ли к важнейшим факторам рели-
гии общую культуру, историю и
моральное состояние общества, а
не церковные структуры и догма-
ты. Они развивали историко-кри-
тический метод в изучении Биб-
лии, содержанием христианства
считали этическое учение Христа.
Г. Дальтон формировался как уче-
ный в непосредственном общении
с выдаю щ имися
мы слителями
XIX века - Альбрехтом Ритчлем и
Вильгельмом Дильтеем. Его уни-
верситетский
наставник
Карл
Нитч, читавший курс в Дерптском
университете и вы ступавш ий с
публичными лекциями в Петер-
бурге, разрабатывал новые принци-
пы практической теологии. Для
либеральных теологов был харак-
терен подход к лю теранскому и
реформатскому вероисповеданию
с точки зрения единства их проис-
хождения из целостной, так назы-
ваемой евангелической идеологии
обеих церквей. Этот подход совпа-
дал с официальной традицией рос-
сийского самодержавия, которое
регламентировало положение лю -
теранской и реформатской церк-
вей в стране единым уставом.
Когда Г. Дальтон отправился в
Петербург, его вдохновляла перс-
пектива
служ ения
миллионам
jSrhr üffitrtrr Ьггг Наfbг!
в И В Е ш у / :ц ‘; —
olffnttg 1<4шгЬ$
Jjfc$nia ron einer
.
4 ^ ^ ігЬ ш ІїіИ е. auf!
госіфгт
М бжгсЬ .S^brcl
nie еппибепбе uno gcfegnrfti
^tbäitgfecil біе ^іосЦФіипаІ
un4 З^ісбе Älfer crroorfeenl
haben. rotfcBe 4ü5 i^lucfe bal-
іеп.шііагбеііепб ober cm^fanaenö
Памятный адрес пастору Герману Дальтону
с видами протестантских храмов Петербурга.
Худ. Г. Голов. Санкт-Петербург.
1889 г. Бумага, акварель. ГМИР. Фото Т. И. Вишняковой
протестантов России, в которой
тогда, по его сведениям5, было пять
миллионов верующих, принадле-
жавших к лютеранской, реформат-
ской и англиканской церквам.
Немецкая реформатская общи-
на смогла собрать средства на соб-
ственный храм к 1862 году, и Г. Даль-
тон возглавил комитет по его пост-
ройке. Возведенный по проекту
Г. Э. Боссэ в 1865 году (Б. Морская.
58), он отличался новаторским ис-
полнением. Декор здания архитек-
тор сознательно пытался согласовать
с духом реформатского учения, весь-
ма сдержанного по отношению к пла-
стическим искусствам. В здании
церкви располагалось и жилище се-
мьи пастора. Женой пастора стала
петербурженка Сара Бранд, из ку-
печеской семьи, которая с X V III
века обосновалась в Петербурге. К
молодому пастору приехала мать.
Впоследствии Г. Дальтон писал о
том. что, прожив патовину жизни в
России, он сроднился с ее народом.
Пастор курировал школу для
детей реформатского вероиспове-
дания. созданную И . фон Мураль-
том. В 1864 году школа получила
статус гимназии, и ее выпускники
могли поступать в высшие учебные
заведения наравне с выпускника-
ми лютеранских Петришуле и Ан-
неншуле. Кроме того. Г. Дальтон
стал одним из инициаторов учреж-
дения в Петербурге воскресных
школ, и в частности летней школы
69
История Петербурга. .\ё
.5
(
39
)/2007
предыдущая страница 70 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 72 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст