з и с т о р и и к о н ф е с с и й в П е т е р б у р г е
7 0
для детей лютеранского и рефор-
матского вероисповедания в Пар-
голово. Для духовного просвеще-
ния юношей и девушек, которые
готовились к конфирмации, он на-
писал книгу «Иммануэль*. В ней
излагалось толкование основного
вероучнтельного докум ента ре-
ф орматской церкви «Гейдельбер-
гского катехизиса*. Она состояла
из доверительных бесед о сложных
вопросах бытия, составленны х с
позиций либеральной теологии.
В отличие от своего предше-
ственника И. фон Муральта, кото-
рый не занимался литературным
творчеством, Г. Дальтон был писа-
телем. Он писал религиозно-фило-
софские книги и исторические ис-
следования,
п ублицистические
очерки и художественные расска-
зы, воспоминания. К образован-
ным российским читателям была
обращена первая книга Г. Дальто-
на, изданная в Петербурге в 1864
году, - «Натаниель». Она предла-
гала новое для того времени ж из-
неописание И исуса и утверждала
идею индивидуального совершен-
ствования внутренней жизни хри-
стианина. А втор солидари зиро-
вался
с
воззрениям и
Д авида
Ш трауса и Эрнеста Ренана по по-
воду и стори чн ости основателя
христианства. С во и проповеди
Г. Дальтон не только произносил с
церковной кафедры, но и распрос-
транял в иллю стрированных бро-
шюрах. В них актуальные пробле-
мы общ ественной ж изни 1860-
1880-х годов комментировались с
точки зрения государственных ин-
тересов России, обращалось вни-
мание церковнослужителей на не-
обходим ость соверш енствовать
сферу народного воспитания, об-
разования и социальной помощи.
Активно участвуя в сплочении
пасторского
корпуса
столицы ,
Г. Дальтон осущ ествил многие
межконфессиональные благотво-
рительные проекты, работал для
«Евангелического библейского
общ ества для Библиотеки еван-
гельских общин» и ряда просвети-
тельных союзов.
Увлечение культурой Петер-
бурга вдохновило Г. Дальтона на
книгу исторических рассказов о его
жителях - «Петербургские зарисов-
ки», которая была издана уже по
окончании пасторского служения в
1901 году. В мемуарах Г. Дальтона
видные ученые и специалисты про-
тестантской диаспоры - К. Бэр,
Ф . Врангель, Ф . Видеман - пред-
ставлены как неотъемлемая часть пе-
тербургской интеллигенции, связан-
ной общими интересами своего вре-
мени и своего второго отечества.
Значение Г. Дальтона как уче-
ного определяется тем, что он ис-
следовал процесс развития рефор-
маторских движ ений в Западной
Европе. Его интересовали такие
темы, как влияние Данте на хрис-
тианскую мысль накануне Рефор-
мации, развитие евангельских на-,
строений в П ольш е,
И спании ,
Пруссии. Серию книг он посвятил
проблеме социально-психологи-
ческого портрета личности религи-
озного реформатора. Польский ре-
форматор X V I века Я н Ласко, не-
мецкий теолог Х У И - Х У Ш веков
Даниель Яблонский, проповедник
Иоганн Госснер, высланный в 1824
году из Петербурга, - герои его книг.
В публицистических очерках «Ка-
никулы проповедника» (1886), на-
писанных по материалам поездок по
Европе, он обратил внимание на
рост внецерковных, гак называемых
ривайвелистских движений в ряде
стран. В истории России писатель
искал и находил подтверждение
своим взглядам о первостепенной
роли церкви в поддержании мо-
ральных устоев общества, семьи и
совершенствовании школы. О н на-
писал историю реформатской цер-
кви в Р о сси и (1865), собрал и
опубликовал основные источники
по истории протестантских общин
в России (1 887 -190 5), м оногра-
фии об И. фон М уральте (1876),
об истории российского протес-
тантского Библейского общества
(1881). В этих книгах он последо-
вательно демонстрировал сотруд-
ничество российских самодержцев
с протестантскими церквами начи-
ная с X V I века.
Одним из первых европейских
писателей Г. Дальтон заметил и оце-
нил могучий подъем обновленчес-
кого движения среди православных
верующих в России. В то время как
православные иерархи и правитель-
ство усиливали гонения на штунди-
стов, евангельских христиан, бапти-
стов, петербургский пастор регу-
лярно помещал в западной печати
свои материалы о новых русских
проповедниках и жертвах евангель-
ского движ ения последней трети
X IX века. В «Открытом послании
обер-прокурору правительствую-
щего Синода от Германа Дальтона
*6
говорилось, что К. II. Победоносцев
навязывает стране «ложное церков-
ное рвение», не учитывая сложной
культурно-исторической обстанов-
ки в империи. В завязавшейся пе-
чатной полемике оппонент Г. Даль-
тона протоиерей Иоанн Поспелов
категорически осуждал как ересь не
только крепнущее баптистское дви-
жение, но и вероучительные осно-
вы протестантизма7. Г. Дальтон же
писал о том, что протестанты всегда
верно служили России, сочетали по-
литическую лояльность с защитой
принципа закономерности обновле-
ния христианства.
И. фон Муральт посвятил пас-
торскому служению сорок лет сво-
ей жизни, и школа, основанная по
его инициативе на средства веру-
ю щ их немецкой реф орматской
церкви, продолжает существовать
и поныне. Г. Дальтону в память о
тридцатилетии его пасторского
служения 11 апреля 1889 года был
преподнесен памятный адрес, где
отмечены основные этапы его ре-
лигиозно-просветительской дея-
тельности на благо города и всей
России. Текст адреса украшен ак-
варелью, которую вы полнил ху-
дожник-любитель Г. Гаттов с изоб-
ражениями фасадов протестантс-
ких церквей Петербурга, располо-
женных в единой гирлянде узора.
Э та ком п ози ц и я
подчеркивала
главны й результат неутомимой
энергии пастора Г. Дальтона в гла-
зах его современников: укрепление
солидарности и сотрудничества
между всеми протестантскими об-
щинами Петербурга.
1
Dalton Н. Geschichte der Reformirten Kirche in Russland. Gonha, 1865. S. 121.
1 Dalton H. Johannes von Muralt. Wiesbaden, 1876. S. 70.
3 Rdminiscense de la pcnsion du pasneur Jean de Muralt de 1825-1831. СПб., 1871.
* Schneider H. Schweizer Theologen im Zarenreich (1700-1917). Zürich, 1994. S. 35.
s Dalton H. Lebenserinnerungen. Berlin, 1906-1908. Bd. 1. S. 13.
* Открытое послание обер-прокурору Правительствующего Синола от Германа
Дальтона. Лейпциг, 1890.
7 Ответ господину пастору Герману Дальтону протоиерея Иоанна Поспелова.
Харьков, 1891.
История Петербурга. М 5 (39)/2007
предыдущая страница 71 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 73 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст