3 и с т о р и и к о н ф е с с и й в П е т е р б у р г е
72
управления (сейм, сенат), свое чи-
новничество, систему правосудия,
армию, денежную единицу, почто-
вые марки, отделялась от империи
официальной границей; больш ин-
ство населения исповедовало лю -
теранство и не владело русским
языком4. Автономный статус кня-
ж ества в значительной степени
способствовал формированию на-
ционального самосознания финнов
на протяжении X IX столетия. М а-
ниф естом 15 февраля 1899 года
было положено начало русифика-
ционной политике в управлении
автономным княжеством: уж есто-
чилась цензура, русский язы к ут-
верждался как официальный в го-
сударственных учреждениях и ос-
новной изучаемый в школе; упраз-
днялась собственная финляндская
армия. В 1912 году был принят за-
кон о равноправии, гарантировав-
ш ий русским равные с ф иннами
права на территории Ф инляндии,
в частности, возможность занимать
государственные должности. Меры
по русиф икации автономной тер-
ритории воспринимались финлян-
дцами как незаконные и с самого
начала вызвали всеобщий протест,
так как ущемляли интересы прак-
тически всех слоев населения. Н о-
вая политика затронула и лютеран-
ское духовенство Финляндии. Уже
с 1899 года настоятелям приходов,
в том числе на территории Ингер-
манландии, было предъявлено тре-
бование вести церковные книги на
русском языке; учиты вая то, что
последние русским языком владе-
ли плохо, это требование бы ло
трудновыполнимым. В то же вре-
мя многие финские пасторы и на-
стоятели на территории Ф и н л ян -
дии и в Петербургской губернии
без объ яснени я причин сн и м а -
лись со своих должностей; на их
места назначались русскоязычные
свящ еннослуж ители. И м енно та-
ким образом приш лось расстать-
ся с приходом в Лемболово Ю . С а-
аринену. После нескольких меся-
цев неопределенности его, имев-
шего большой послужной список
и хорош ую репутацию , избрали
главным пастором прихода С в я -
той М арии.
Профессиональная биография
Ю. Сааринена типична для ф инс-
кого пастора периода автономии.
В 1870 году он окончил теологи-
ческий факультет Александровс-
кого университета в Гельсингфор-
се, был посвящен в пасторы, успеш-
но работал в различных приходах
Великого княжества Ф инляндско-
го. Ю . Сааринен стал служ ить в
приходах П етербургской губер-
нии, где очень быстро получил дол-
жность настоятеля по причине не-
достатка ф инноязы чны х свящ ен-
нослужителей.
Ю . Сааринен родился в семье
торпаря (торпари в Ш вец и и и
Ф инляндии в X V II - первой по-
ловине X X века - арендаторы зем-
ли, сдававшейся в долгосрочную
или пожизненную аренду на усло-
виях отработки). Свое призвание
- духовное служение - он осознал
еще в детском возрасте. Проблемы
и потребности прихож ан бы ли
близки и понятны пастору, выход-
цу из крестьянской среды, отно-
сивш емуся к своей работе как к
исполнению призвания. Н а протя-
жении его служения во всех при-
ходах Великого княж ества Ф и н -
ляндского и Петербургской губер-
нии между ним и членами общ и-
ны устанавливались теплые отно-
шения взаимопонимания и взаи-
мопомощи. Участие Ю . Сааринена
в делах соотечественников стало
неотъемлемой характеристикой
его деятельности, сохранивш ейся
и ярко проявившейся в период его
пребывания в Петербурге.
В процессе обучения в школе,
университете и во время работы
Ю . Сааринену приходилось адап-
тироваться к самой разной язы ко-
вой среде. Д о служ ения в прихо-
дах П етербургской губернии это
был финский язык, имевший, кста-
ти, в разных регионах свои замет-
ные особенности; в Петербургской
губернии для установления кон-
такта с русскоязычным населени-
ем оказалось необходимо овладеть
основами русского языка. О снов-
ным языком Генеральной консис-
тории - высшего органа управле-
ния евангелическо-лю теранской
церкви России - был в то время
немецкий. Это было связано с пре-
обладанием в консистории нем -
цев5. П. Й. Войпио неоднократно
обращ ает внимание на хорош ие
способности Ю . Сааринена к изу-
чению языков. С удя по письмам
Сельмы, жены Ю . Сааринена, как
русски й, так и немецкий язы ки
нужны были ему в Петербурге ис-
клю чительно для установления
отношений с властью, благоприят-
ных для развития прихода.
Значительную часть времени
занимало его общение с финским
лютеранским духовенством прихо-
дов Петербурга и губернии, с при-
хожанами и соотечественниками,
постоянно прож ивавш ими в сто-
лице или оказавшимися там по ка-
ким-либо делам. Дом Ю . Саарине-
на был местом, где проходил съезд
пасторов, в нем останавливались
родственники финнов, попавших в
Петербург по чрезвычайным при-
чинам (лечение в больнице, тю -
ремное заключение). В начале «пе-
риода угнетения» в нем бывали
ф инские пасторы, которых непос-
редственно коснулся процесс руси-
фикации. Вот некоторые фрагмен-
ты писем Сельмы, иллю стрирую -
щие эту сторону его деятельности:
«П роп овед н и к
Хапнула.
..
явился из Хиетам яки сильно по-
трясенным после того, как на со-
брание общ ины явился местный
пристав, составил протокол и объя-
вил собрание незаконным.
..» (март
1901 г.); « У нас остановился пас-
тор Юлёнен, его жена лежит в боль-
нице на Васильевском острове»
(ноябрь 1901 г.); «На прошлой не-
деле был синод. Вечером в среду у
нас собралось 25 ф инских пасто-
ров. Пробст Сиитонен принес с со-
бой скрипку и играл вместе с Эй-
наром [сыном Ю .Сааринена] не-
сколько часов* (апрель 1914 г.).
Находясь в Петербурге, Ю. Са-
аринен стремился быть в курсе дел
ингерманландских приходов, в том
числе тех, в которых раньше слу-
жил. В феврале 1902 года он при-
сутствовал на праздновании 50-ле-
тия кантора и церковного сторожа
прихода Ш паньково, в марте 1903
года - на 70-летии секретаря и эко-
нома финского прихода Св. Марии
и шведского прихода Св. Екатерины.
О сн о в н о й к р у г в заи м о д ей -
ствия Ю . Сааринена составляли
его соотечественники; контакты с
русскими и представителями на-
циональны х м еньш инств города
своди л и сь к необходим ом у м и -
нимуму. Ф и н н ы П етербурга ха-
рактери зовали сь слабой степе-
нью асси м и л яц и и и составляли
обособленную в культурном от-
ношении этническую группу. С о -
хранение этнической идентично-
сти стало возм ож н о во многом
благодаря сущ ествовани ю фин-
И г тории 11гтг1>С>1/р/<1.
Л® 5
(39)/2007
предыдущая страница 73 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 75 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст