и с т о р и и к о н ф е с с и й в П е т е р б у р г е
ноязычного лютеранского прихо-
да, где ф инны могли отделить
себя от русских и в языковом, и в
религиозном отнош ении6. П оли-
тика русиф икации начала X X
века стала дополнительным фак-
тором сплочения финнов. Непос-
редственное влияние этой поли-
тики на главные события жизни
Ю. Сааринена позволяет предпо-
ложить, что именно она сыграла
решающую роль в определении
пастором своего круга общения.
Характеризуя работу Ю . Саари-
нена, можно сказать, что она спо-
собствовала как сохранению и
укреплению этнической идентич-
ности петербургских финнов, так
и их культурному обособлению.
Ю. Сааринен с большим инте-
ресом относился к проповедям па-
сторов из Германии, приезжавших
в Петербург. В марте 1901 года он
побывал на проповеди пастора
Г. Дальтона в немецкой церкви
Св. Петра, в октябре в той же церк-
ви десять дней подряд он слушал
проповеди пастора Шрека; там же в
феврале 1913 года четыре раза был
на проповеди пастора Ле Сьера.
В начале 1898 года в М и н и -
стерстве внутренних дел был под-
писан приказ о переводе с немец-
кого на финский язык новой вер-
сии служебника для лютеранских
приходов Российской империи7.
Перевод был поручен настоятелю
прихода Св. Марии в Санкт-Петер-
бурге А. Хаккарайнену. В издании
служебника активно участвовал
Ю. Сааринен. К 1900 году, когда
Сааринен только вступил в долж-
ность, перевод был почти готов.
Весной того же года рукопись была
сдана в издательство в г. Куопио.
Сы н Ю. Сааринена Ханнес, ж ив-
ший там же, исполнил роль посред-
ника между пастором и издателем.
Выпуск служебника тиражом в 500
экземпляров ожидался только в
январе 1901 года. Ю . Сааринен,
понимая, что при таких условиях
богослужение на ближайшее Рож-
дество пройдет по старому служеб-
нику, заказал предварительное из-
дание 20 книг, к декабрю 1900 года
они были готовы. Рождественская
служба была проведена в соответ-
ствии с обновленным служ ебни-
ком. По свидетельству П. Й. Вой-
пио, тот служебник применяется
сегодня в большинстве ф инноя-
зы чны х приходов Петербурга и
Ленинградской области.
Заинтересованность пастора в
своей работе в сочетании с его лич-
ными качествами не могла не выз-
вать уважения членов общины и
свящ еннослуж ителей и способ-
ствовала избранию его настояте-
лем 1 июля 1911 года. Заслуги
Ю. Сааринена были оценены не
только общиной: в том же 1911
году он был награжден орденом
Св. Анны 3-й степени. П. И. Вой-
пио приводит высказывание пас-
тора, передающее его реакцию на
получение ордена: «Мне дали пря-
ник на Пасху - Анну 3-й степени, в
которой я вовсе не нуждаюсь!».
Сочувствие к судьбе соотече-
ственников проявилось в дей-
ствиях Саариненов при собы ти-
ях 1913 года. В январе 1913 года
в петербургскую тюрьму «Крес-
ты* были заключены все, кроме
одного, члены надворного суда
Вы борга, вы ступивш ие против
закона о равноправии. В течение
нескольких месяцев пребывания
чиновников в тюрьме Сааринены
принимали у себя их родственни-
ков, приезж авш их на встречу с
заклю ченны ми. Н есколько раз
настоятель провел богослужения
в «Крестах» для ф инских узни-
ков и даже беседовал с некоторы-
ми из них.
Для сравнения: предшествен-
ник Ю. Сааринена - А. Хаккарай-
нен в 1899 году не предоставил цер-
ковь членам делегации, приехав-
шей в Петербург с большой пети-
цией, адресованной императору.
Политическая позиция Ю. Саари-
нена состояла, с одной стороны, в
избегании участия во всякого рода
оппозициях, в том числе выражав-
ш их интересы Ф инляндии, и, с
другой стороны, во всемерной, в
рамках закона, поддержке оппози-
ционно настроенных соотечествен-
ников. Как основные направления
деятельности Ю. Сааринена, так и
его убеждения, по-видимому, оп-
ределялись типичны ми чертами
культурного
взаимодействия,
свойственными
петербургским
финнам на протяжении всей их
истории, и одновременно новым
политическим курсом России, на-
целенным на ликвидацию финских
привилегий.
1
Шкаровский М. В., Черспсннна Н. Ю. История Евангелическо-Лютеранской Церкви на Северо-Западе России (1917 194а).
СПб.
. 2004. С. 322.
2 Lulher G. Herdaminne f6r Ingermanland. Helsingfors. 2005. S. 428.
3 Voipio P. J. Katovuosista kumousvuosiin. Rovasti Juho Saarisen vaiheita. Helsihki, 2000.
' Цеттсрберг С. Финляндия после 1917 года. Хельсинки, 1995. С. 9.
5 Энгман М. Финляндцы в Петербурге. СПб., 2005. С. 197.
• Об этом подробно см.: Курило О. В. Лютеране в России. XV1-XX вв. М„ 2002: Юхнева Н. В. Полиэтничный Санкт-
Петербург / / Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1996. T. ХНІ.
2
Владимиров А. Лютеранская идентичность в России и Ингрнн / / Церковь Ингрии. -004. .М» 3 (51). Окт.
История
//pmc/>6f//va. А?
я (39)/2007
предыдущая страница 74 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 76 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст