Наивно полагать, что выстав-
ка была безупречной и восторжен-
но принималась всеми. Как у лю -
бого проекта, у нее имелись свои
недостатки. Но выставка была сде-
лана и успешно функционировала.
В прессе появились отклики по по-
воду значимости и важности анти-
религиозной выставки в деле вос-
питания молодого поколения. О т-
метим две большие публикации:
доброжелательную статью дирек-
тора Эрмитажа академика И. А. Ор-
бели, напечатанную в газете «Прав-
да», и обстоятельную статью само-
го В. Г. Богораз-Тана в «Ленинград-
ской правде»1
*
3
4
5
*
*
8. Все это дало основа-
ние ставить вопрос о превращении
выставки в постоянный музей. Ле-
том 1930 года с таким предложе-
нием в Президиум А Н С С СР, в ве-
дении которого находилась выс-
тавка, обратился Центральный С о-
вет Союза воинствующих безбож-
ников (Ц С С В Б ). Президиум Ака-
демии наук признал необходи-
мость организации в числе учреж-
дений А Н С С С Р постоянного му-
зея по истории религии. В связи с
этим 7 сентября 1930 года было
принято постановление № 229. И
хотя это было лишь «признание не-
обходимости», а не утверждение
организации музея, которое про-
изошло лишь через год, для Эрм и-
тажа оно стало неприятным преце-
дентом: новый музей мог претен-
довать на закрепление за собой вре-
менно занимаемых площадей.
Реакция со стороны дирекции
Эрмитажа была незамедлительной.
В начале октября 1930 года в Пре-
зидиум А Н С С С Р было направле-
но официальное письмо с резкими
нападками на выставку и требова-
^ ^ т р а н и ц ы ж и зн и м у зе я
нием «о немедленном освобожде-
нии помещения, необходимого для
нужд одного из отделов*10. После
недавнего доброжелательного от-
клика И. А. Орбелн о выставке это
письмо, по сути, ставило вопрос о
свертывании выставки и прекраще-
нии ее деятельности в здании Зим-
него дворца. В. Г. Богораз-Тан встал
на защиту своего детища: доказы-
вал, добивался, обосновывал. Одно
из первых его обращений было ад-
ресовано непременному секретарю
Академии наук С. Ф . Ольденбургу,
человеку уважаемому и влиятель-
ному. Речь в нем шла о том, что бу-
дущий музей должен стать уникаль-
ным учреждением, в котором будут
собраны материалы по всем древ-
ним верованиям и современным
религиозным конфессиям. Эти бо-
гатейшие собрания станут основой
просветительской деятельности
музея по истории религии и ее роли
в жизни общества. В. Г. Богораз-Тан
подчеркивал, что музей с такой спе-
цификой нельзя размещать в куль-
товом здании, поскольку экспози-
ция должна нести яркую антирели-
гиозную направленность. Н о по
иронии судьбы и решению властей
музею вскоре предоставили здание
Казанского собора на Невском про-
спекте, закрытого по постановлению
Ц И К С С С Р в 1929 году и пусто-
вавшего уже несколько лет. Это
произошло лишь в 1932 году, пока
же В. Г. Богораз-Тан продолжал от-
стаивать право на существование
антирелигиозной выставки.
Противостояние дирекции Эр-
митажа и организаторов выставки
длилось более года. Для В. Г. Бого-
раз-Тана и его единомышленников
оно было насыщено интенсивной
работой по подготовке документов,
требовавш ихся для организации
нового музея, а также активной пе-
репиской с ответственными госу-
дарственными органами Москвы и
Ленинграда. Архивы сохранили
многочисленные документы, вклю-
чающие серию предварительных
решений и постановлений Акаде-
мии наук и секретариата Ц И К
С С С Р . Отметим только решение
Президиума Ц И К С С С Р об орга-
низации Музея религий, принятое
26 апреля 1931 года; постановление
Президиума А Н С С С Р от 13 мая
1931 года «Об утверждении Музея
по истории религий» в числе само-
стоятельных учреждений А Н » 11 и
циркулярный документ секретари-
ата А Н С С С Р от 1 июля 1931 года
(№ 62-125), в котором говорилось
о том, что наряду с Соляной лабо-
раторией и Карабугазской научно-
исследовательской станцией в со-
став академии вошел Музей исто-
рии религии (М И Р )12.
В печати тогда появилась ин-
формация о создании нового музея
в Ленинграде. Журнал «Советская
этнография» в разделе «Хроника*
поместил материал, в котором те-
зисно излагались основные направ-
ления деятельности Музея истории
религии А Н СС С Р: «.
..новое учреж-
дение имеет своей задачей изучение
религии как одной из общественных
надстроек.
.. от зарождения религии
до современности. Вместе с тем
М узей истории религии должен.
..
отразить историю атеистического
движения от древностей до наших
дней*13. Эти задачи, сформулиро-
ванные еще в 1931 году, реализовы-
вались сотрудниками музея на про-
тяжении всего его существования.
1
Петербургский архив филиала РАН (ПАФ РАН). Ф. 250. Оп. 3. № 99. Л. 39.
I Музей
антропологии и этнографии Академии наук СССР (МАЭ) в 1927/28
г.:
Хроника
//
Этнография. 1928.
2. С. 141-142.
3 Черняков 3. Е. Выставка первобытных орудий и оружия (МАЭ. Академия наук СССР) / /Этнография. 1928. № 1. С. 119—
122; Он же. Огонь в истории культуры. Выставка МАЭ Академии наук СССР / / Этнография. 1930. № 1-2. С. 148-149; Он же.
Эволюция типов жилищ. Выставка МАЭ. Академия наук СССР / / Этнография. 1930. 1-2. С. 149-150.
4 Шангина И. И. Русский фонд этнографических музеев Москвы и Санкт-Петербурга: История и пробл. комплектования.
1867-1930 гг. СПб., 1994. С. 130.
5 ПАФ РАН. Ф. 250. Оп. 3. № 99. Л. 39-41.
* Там же. Л. 39-40.
3 Там же. Л. 3.
' Там же. Л. 62-63.
* Там же. Ф. 2. Оп. 1. № 140.
'• Там же. Ф. 250. Оп. 3. № 99. Л. 5.
II Там же. Ф. 2. Оп. 1931. № 5. Л. 67.
13 Там же. Л. 105.
13 К организации Музея истории религии Всесоюзной Академии наук: Хроника / / Сов. этнография. 1931. № 1-2. С. 171-172.
6
История Петсрбур/а.
Л ?
5 (39)/2007
предыдущая страница 7 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 9 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст