з и с т о р и и к о н ф е с с и й в П е т е р б у р г е
С т а ^
о о ф
я д і е с т в о
в
С
а
н
к т - Ш
е т е ^ ^
ф
г е
п о
д а н н ы
м
х ^ а м
о с т ^
о н т е л ъ с т б а
К. А. Костромин
ІВЧередине X V II века произош-
ла^«^' кая национально-религиоз-
ная трагедия. Результатом реформ
патриарха Никона, казалось бы со-
вершенно безобидных, стало появ-
ление огромного числа церковных
диссидентов, если понимать под
этим понятием людей, не подчиня-
ющихся оф ициальны м властям.
Это оппозиционное движение в
синодальной историографии полу-
чило наименование «старообряд-
чество*, переиначенное самими
старообрядцами в «староверие*1.
Раскол до сих пор не уврачеван и в
силу непримиримости позиций
обеих сторон вряд ли когда-нибудь
будет разрешен.
В этом очерке нет возможно-
сти говорить основательно об от-
личительных сторонах старооб-
рядческого движения, однако не-
которых деталей истории необхо-
димо будет коснуться при расска-
зе о старообрядчестве в Санкт-Пе-
тербурге.
Старообрядчество никогда не
было сильно в столице, и тому есть
немало причин. С одной стороны,
сам город был основан только че-
рез 50 лет после трагических со-
бытий. Те люди, которые по при-
казу Петра I заселили нововыст-
роенную столицу, старообрядца-
ми быть не могли. В первую оче-
редь это была вывезенная из М ос-
квы знать, которая в результате по-
литических перипетий второй
половины X V II века была вынуж-
дена принять реформы. Не подчи-
нившиеся боярские роды из стра-
ха перед репрессиями покинули
М оскву еще до рождения Петра.
Ремесленники, которые строили
первые особняки и крепость на
Неве, состояли под наблюдением -
старообрядцы в их число не допус-
кались. Вообще нужно заметить, что
Петр, проводивший нетрадицион-
ную для России политику, в ста-
рообрядческом вопросе полнос-
тью продолжал политику царевны
Софьи, что, впрочем, не мешало
ему поддерживать хорошие отно-
шения с таким лидером беспопов-
ства, как Семен Денисович, од-
ним из организаторов Выговско-
го общежительства2.
С другой стороны, Петербург
и его окрестности никогда не яв-
лялись центрами старообрядче-
ства. Здесь не пролегали дороги,
не было крупных поселений, но и
заброш енными эти места, столь
близкие к Н овгороду и Пскову,
назвать нельзя. Этим причинами
объясняется и тот факт, что ста-
рообрядцев в Санкт-Петербургс-
кой губернии было меньше, чем во
многих других губерниях, даже в
глубинке. Этот район, в силу его
относительной незаселенности, но
в то же время легкой доступности
для царских карательных отрядов,
не был привлекательным для по-
селения бежавших из М осквы и
центральной России старообряд-
цев. И тем не менее старообрядцы
все-таки проникли сюда, хотя
жилось им довольно тяжело. К о-
нечно, в пригородах их насчиты-
валось больше.
Кто же занес старообрядчество
на Петербургскую землю? Прежде
всего нужно назвать коренное кре-
стьянское население, так называе-
мых ингерманландцев. Как извес-
тно, территории Приневья изна-
чально находились в подчинении
у вольного Великого Новгорода.
Демократические основы новго-
родской республики не были ис-
коренены здесь даже после поко-
рения Новгорода при Иване III и
разгроме Новгорода при Иване IV.
Кроме того, местное население,
проживавшее на глубокой перифе-
рии, привыкло к определенной са-
мостоятельности, к молитве «без
попа*. Попытки провести рефор-
му среди местного населения при-
вели к его отторжению от Церкви,
а привычка молиться без священ-
ника легко привела к распростра-
нению здесь беспоповства. До сих
пор беспоповцев в Ленинградской
области намного больше, чем по-
ловцев.
Вторым источником распрос-
транения старообрядчества в сто-
лице стало купеческое сословие.
Наиболее консервативное и доро-
жившее традициями, это сословие
стало одним из главных распрост-
ранителей старообрядчества по
территории России с конца X VIII
века, когда начался расцвет торго-
вого предпринимательства. В силу
того, что купечество тяготело к
традиционности, те его представи-
тели, которые были старообрядца-
ми, поддерживали идею восста-
новления церковной иерархии (с
начала X V III века иерархия у ста-
рообрядцев окончательно прекра-
тилась из-за отсутствия епископа-
та и смерти священников донико-
новского поставлення). Поэтому
именно они финансировали поиск
иерархии, который завершился в
1846 году присоединением к ста-
рообрядчеству митрополита Бос-
нийского Амвросия, восстановив-
шего архиерейскую иерархию у
старообрядцев (так называемая
Белокриницкая иерархия), а до ее
появления многие из купцов под-
держивали беглопоповское согла-
сие (старообрядцы, соглашавшие-
ся до появления постоянной иерар-
хии довольствоваться свящ енни-
ками, переходившими в старооб-
рядчество из господствующей цер-
кви) или были федосеевцами (в
X V ! И - X I X веках одно из самых
многочисленны х
беспоповских
старообрядческих согласий)5.
История Петербур/а.
. V 5
(39)/2Ш>7
предыдущая страница 80 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 82 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст