з и с т о р и и к о н ф е с с и и в П е т е р б у р г е
8 0
При Петре I заселение города
было строго регламентировано и
контролировалось со стороны го-
сударства, поэтому в первой чет-
верти X V III века старообрядцев в
городе не могло быть много. Одна-
ко после смерти первого импера-
тора столица фактически верну-
лась в Москву, а Петербург начал
превращаться в провинциальный
центр, прежнее значение которому
было возвращено только племян-
ницей Петра Анной Иоанновной в
1732 году4. Видимо, именно в это
время в городе появились старо-
обрядцы, хотя первое упоминание
о них в официальных документах
относится к 1723 году5. По край-
ней мере известно, что в 1752 году,
когда «раскольникам* было разре-
шено создать кладбище в столице,
они сразу воспользовались этой
возможностью. Так, через
8
лет на
Малой Охте (тогда это был доволь-
но близкий, но труднодоступный
пригород) появилось совместное
федосеевско-поморское кладби-
ще, на котором федосеевцами была
построена небольшая деревянная
часовня6. Там же, вокруг кладби-
ща, и стали селиться беспоповцы,
и этот район надолго стал тради-
ционно беспоповским.
При Екатерине II положение
старообрядцев улучшилось - Ека-
терина смотрела на них, в первую
очередь, как на порядочных верно-
подданных, а потому на лояльность
к своей власти она отвечала благо-
склонностью 7. В ее правление в
столице появилось сразу несколь-
ко старообрядческих центров: с
1762 года федосеевцы стали соби-
раться в доме купца И. Ф . Долгова
за рекой Ф онтанкой близ Симео-
новского моста; ф илипповская
моленная была устроена в 1867
году купцом Ф . Ф . Косцовым при
въезде в город у Семеновского мо-
ста; в 1877 году федосеевцы полу-
чили землю для устроения клад-
бища в районе реки Волковки, где
тем же Косцовым была устроена
муж ская богадельня, которую в
1807 году дополнила и женская; в
1792 году на уже упоминавшемся
Малоохтинском кладбище помор-
цами была построена каменная мо-
ленная8. Однако нужно сразу ого-
ворить, что граница города в 1760-
1770-х годах проходила по реке
Фонтанке, во всяком случае, пост-
ройки за Ф онтанкой считались
далекой окраиной, то есть все эти
центры располагались практически
за городом9.
Политика императора Павла в
отношении старообрядцев повто-
ряла политику матери. Указом от
12 марта 1798 года старообрядцам
было разрешено строить церкви во
всех епархиях. Этот указ коснулся
и Санкт-Петербурга - рядом с уже
имевшейся богадельней на Волно-
вом поле был выделен участок для
кладбища, на котором федосеевцы
построили часовню 10. Однако на
этом крупные успехи старообряд-
цев в столице закончились. Ибо с
именем Павла связано введение
единоверия.
Оф ициальная дата введения
единоверия - 27 октября 1800 года.
К единоверию, призванному при-
мирить старообрядцев с господ-
ствую щ ей церковью, староверы
отнеслись с заслуженным недове-
рием. Сама синодальная церковь
смотрела на единоверие как на ус-
тупку, которую потом, после объе-
динения. можно будет постепенно
ликвидировать. Впрочем, подоб-
ное отношение к единоверцам как
к «недоправославным* сохраняет-
ся до сих пор. Павел вынудил за-
няться учреждением единоверия
митрополита Московского Плато-
на (Левшина), который был про-
тив подобных уступок. Как среди
православных и католиков преоб-
ладает скептическое отношение к
унии, так и староверы и православ-
ные смотрят на единоверие как на
маргинальное движение с подо-
зрительной «неправославной» по-
зицией. Тем не менее единоверие
было придумано именно для воз-
вращ ения
старообрядцев
«под
омофор* Синодальной церкви".
Результатом введения едино-
верия стало то, что Синодальная
церковь получила реальную воз-
можность (и реальный механизм)
давления и борьбы со старооб-
рядчеством, одобренных государ-
ственной властью. И эта борьба не
замедлила проявиться. Уже в 1801
году кладбище на Волковом поле,
всего три года назад выделенное
для федосеевцев, было конфиско-
вано в пользу единоверцев, кото-
рые к 27 января 1801 года превра-
тили бывшую федосеевскую часов-
ню в храм. Этот участок и дальше
столь же бурно развивался: уже в
1809 году возникла потребность в
еще одном храме, который был по-
строен и освящен к 1818 году, по-
зднее храм трижды расширялся.
Кроме того, была выстроена бога-
дельня со своим собственным до-
мовым храмом.
Однако введение единоверия
все-таки началось без насилия: пер-
вая единоверческая (хотя и домо-
вая) церковь была освящена еще в
1798 году иеромонахом Варлаа-
мом на деньги купца И. И. М ило-
ва, отчего храм впоследствии по-
лучил прозвание Мнловского. Это
был первый храм в черте города, в
котором практиковался старый
обряд. Тот же М илов построил в
1803 году еще один единоверчес-
кий храм на купленной им у пра-
вославного Георгиевского кладби-
ща земле12.
Однако на этом успехи введе-
ния единоверия в столице времен-
но закончились. Это видно на при-
мере храма на Волковом кладби-
ще-9 лет прошло между заклад-
кой и освящ ением храма. Един-
ственный храм, построенный за это
время для единоверцев, хотя и сто-
ял посреди города, однако был по-
строен в трудных условиях: едино-
верцы, лиш ивш иеся во времена
царствования Александра I пре-
жней поддержки (Александр I впол-
не терпимо относился к старооб-
рядчеству), раскололись. Именно
для отколовшейся общины и ну-
жен был храм. Строился он с тру-
дом на средства, собираемые сами-
ми немногочисленными единовер-
цами, возглавляемыми купцом К.
3. Чурсиновым, с 1820 по 1838 год,
хотя первый престол был наспех
освящен еще в 1827 году13. Именно
этот храм сохранился до сих пор, в
нем сейчас располагается Музей
Арктики и Антарктики, на это зда-
ние претендует главная петербург-
ская община единоверцев.
Положение же старообрядцев
в первой половине X IX века не из-
менилось. Взамен участка на Вол-
ковом кладбище, конфискованно-
го в 1801 году, выходец из Москвы
купец Ф . Громов в 1825 году пода-
рил им землю в пригороде - на бе-
регу Литовского канала за Москов-
ским шоссе. Там вскоре была пост-
роена богадельня, а спустя 19 лет и
храм. Впоследствии улица, проло-
женная рядом с кладбищем на Л и-
товском канале, получила наиме-
нование Старообрядческой. Гро-
Игто/шя Петеі>бур*а.
,\? 5
(.49)/2007
предыдущая страница 81 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 83 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст