з и с т о р и и к о н ф е с с и й в П е т е р б у р г е
интерес к старообрядчеству и его
истории. Взгляд на раскол стано-
вился все менее субъективны м .
Подобные тенденции практически
обошли стороной столицу Россий-
ской империи. Очевидно, цензура
здесь была более строгой, чем где
бы то ни было. Так или иначе,
Санкт-Петербург не почувствовал
этой общероссийской религиозной
«оттепели*22.
За всю вторую половину X IX
века трудно проследить рост ста-
рообрядческих общ ин. Если он
имел место, то проходил в рамках
уже имевшихся общин, что невоз-
м ож но заф иксировать.
И ногда
Министерство внутренних дел пы-
талось вести статистику, однако
даже тогда была очевидна ее пол-
нейшая необъективность23. За всю
вторую половину X I X века в П е-
тербурге появилась лиш ь одна об-
щ ина - ж енский ф едосеевскнй
скит с богадельней. Попытки реа-
лизовать завещ ание умерш его в
1882 году купца П. И . Чубыкина не
удавались до 1905 года. О н заве-
щал построить богадельню, пере-
дав ее в ведение белокриницкой
иерархии24.
И зм ен ен и я в отнош ени ях к
старообрядчеству проявились в
Манифесте 26 февраля 1903 года.
В нем говорилось, что православ-
ная Ц ерковь в России является
«первенствующей и господствую -
щей*, но всем подданным инослав-
ны х и иноверны х исповеданий
предоставляется право свободно
отправлять их веру и богослуж е-
ния по их обрядам. Вы сочайш ий
указ от 17 апреля 1905 года «Об
укреплении начал веротерпимос-
ти* идет дальше: отпадение от пра-
вославия в другую веру больше не
преследуется по закону, «расколь-
ники» переименовываются в ста-
рообрядцев, разрешается строить
храмы, распечатываются все запе-
чатанные старообрядческие храмы.
Этот указ стал поводом для уста-
новления старообрядцами особо-
го церковного праздника, ибо в тот
день после 50 лет запечатания были
распечатаны алтари храмов на Ро-
гожском кладбище в Москве. Итог
подведен в знаменитом М аниф ес-
те 17 октября 1905 года «Об усо-
вершенствовании государственно-
го порядка*, в котором всему на-
селению даровались «незыблемые
основы граж данской свободы на
началах действительной неприкос-
новенности личности, свободы со-
вести, слова, собраний и союзов*25.
Старообрядцы почувствовали
свободу. М ож но привести статис-
тику: если за предыдущие 60 лет в
городе появился только один ста-
рообрядческий поповский храм,
то за следую щ ие 10 лет (1 9 0 5 —
1915) таковы х возведено пять,
причем один принадлежал общ и-
не «неокружников*, а еще один -
беглопоповцам, постоянная иерар-
хия у которых появилась только в
1920 году. Беспоповских храмов
построено меньше - всего четыре,
тем не менее интен си вн ость их
строительства была, несомненно,
выше, чем это бы ло ранее. Для
сравнения единоверцы, уже имев-
ш ие в своем распоряж ении семь
храмов, смогли построить только
еще один.
Внезапно наступивш ие рево-
лю ции немного подорвали потен-
циал старообрядцев, однако первые
годы советская власть придержи-
валась в своей религиозной поли-
тике принципа «разделяй и вла-
ствуй*, а потом у поддерживала
различные противоборствую щ ие
патриаршей церкви течения, в том
числе и старообрядцев. Староверы
не ответили взаимностью, непри-
язнь к м арксизм у и социализму
проявилась еще до револю ции.
Примером может служ ить статья
«Социализм и старообрядчество*,
опубликованная в журнале бело-
криницкой иерархии «Голос Цер-
кви* в 1918 году. Вот ее вывод:
« П уть социализм а - путь через
разрушение религии, Церкви.
.. вне
Бога и вне Христа. С кем же старо-
обрядцы? Каково должно быть их
отнош ение к социалистическим
партиям? Ответ здесь может быть
только отрицательный.
.. Поэтому
мы решительно против социалис-
тов типа Маркса. Вообще должно
сказать: по сущ еству своему, по
духу и укладу нашей жизни не мо-
жет удовлетворить нас ни одна из
сущ ествую щ их партий*26.
Свобода, предоставленная ста-
рообрядцам в первые годы советс-
кой власти, дала свои скромные
Моленная
Знамения Пресвятой Богородицы
Исто/шя Петербуїмі.
.V 5
(.'!!>)/20<)~
предыдущая страница 83 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 85 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст