з и с т о р и и к о н ф е с с и й в П е т е р б у р г е
ства, причем принесший немало
пользы и привлекш ий изрядное
количество интеллигенции. Име-
ется в виду Институт русской ли-
тературы (И Р Л И , П уш кинский
Дом). Благодаря налаженной рабо-
те отдела древнерусской литерату-
ры, которым долгие годы руково-
дил академик Д. С. Лихачев, и со-
зданию в 1960-х годах В. И. Малы-
шевым прекрасного Древлехрани-
лища все больше ученых букваль-
но влюблялись в изучаемое ими
старообрядчество.
Сейчас, несмотря на предос-
тавленную свободу, староверы-
беспоповцы не могут встать на
ноги, по крайней мере в Петербур-
ге и Ленинградской области. Ког-
да-то их было очень много, но те-
перь население окрестных дере-
Моленная на Тверской
плоды: в начале 1920-х годов бело-
криницкой стала община одного из
единоверческих храмов, а чуть
раньше белокрнницкая общ ина
сменила общину одной из федосе-
евских моленных. Вскоре старооб-
рядческие храмы стали закрывать,
и к началу 1930-х годов все они
были закрыты. Последний старо-
обрядческий архиерей Петербур-
гской епархии епископ Героитий
(Лакомкин) был в 1933 году реп-
рессирован27. Казалось, старооб-
рядчество прекратилось на Петер-
бургской земле.
Каково же состояние старооб-
рядчества сейчас и каковы причи-
ны этого? Для ответа на этот воп-
рос нужно дать общую характери-
стику старообрядчества в Ленинг-
раде, или, вернее, в Ленинградской
области, в советское время. Так как
в самом городе действующих хра-
мов не осталось, то последним ста-
рообрядцам пришлось либо встре-
чаться на квартирах, либо ездить в
областные общины, где еще оста-
вались в живых наставники или
верующие старушки, могущие пра-
вить церковную службу. Кроме
того, за годы репрессий 1920-
1930-х годов, войны и блокады,
дальнейших выселений и арестов
население Ленинграда сменилось
на 80% новыми людьми из других
областей страны, преимуществен-
но из глубинки. Местных старове-
ров оставалось все меньше. Нужно
отметить, что именно тогда стало
заметно, что половцев среди мест-
ных старообрядцев было совсем
мало, хотя даже в 60-70-е годы в
городе жил старообрядческий свя-
щенник Илья, чудом выживший в
концлагере в Германии и после
него. У областных старообрядцев
было довольно много книг, что об-
легчало возможность молиться.
Однако полная разобщенность ста-
роверов привела их к кризису и
полному вырождению. С 1960-х
годов, после хрущевской «оттепе-
ли*. стал назревать кризис рели-
гиозности. Кроме того, именно на
это время приходится коренная
ломка деревенского быта, в особен-
ности быта областей при мегапо-
лисах. Старообрядчество начало
умирать.
Тем не менее, как это ни стран-
но, в городе в советское время по-
явился новый центр старообрядче-
вень в основном помнит только,
что они - староверы, что крестить-
ся надо не «щепотью*, а двуиерст-
но (хотя сами молитвы уже давно
позабыты) и что нельзя ходить в
«эти ннкониянские*, «мирские*
храмы. Порой в этой «бывшей*
старообрядческой среде мож но
услышать и совершенно нелепые
представления. Например, утвер-
ждение о том, что «эти цветные
одежки у попов в никонианских
храмах от скоморохов. От Христа
до раскола попы в такие одежды
не рядились. Все было строго -
служили только в черных рясах*.
Сейчас в области действует лишь
одна моленная в селе Лампово.
Когда-то это был крупный центр.
Сейчас община на грани вымира-
_— - Цгпичш и П е тср б щ и а . Л» 5 (.ЧУ1/2007
предыдущая страница 84 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 86 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст