а
тр а н и ц ы ж и зн и м у зе я
М уЗе4
нстоЬт Ь елт ш
с
Д Н С С С Р
в 4934— 4 9 3 4
годах*
Т. В. Чумакова
'/р ^ а ч а л е X X века в Академии
И
3
^
1
Гсследованиями религии за-
нимались преим ущ ественно со -
трудники М узея антропологии и
этнографии. Именно благодаря их
трудам советские исследования
религии оказались в конце 1920-х
- начале 1930-х годов в авангарде
мировой науки. И неудивительно,
что именно учены й с мировы м
именем В. Г. Богораз-Тан. извест-
ный своими трудами о чукчах, и
выступил с инициативой создания
музея нового типа, сочетающего в
себе научную и популяризаторс-
кую деятельность, - М узея исто-
рии религии.
20-е и 30-е годы X X века для
отечественной науки были тяж е-
лыми. Несмотря на все трудности,
Академия наук была озабочена со-
стоянием отечественной культуры,
спасением религиозных и культур-
ных ценностей. Идея создания в
тот период религиоведческого му-
зея была почти призрачной. Един-
ственный довод, к которому мог-
ли прибегнуть создатели музея, -
антирелигиозная пропаганда. К со-
жалению, для советского периода
развития отечественной науки это
было нормой - многие научные
работы (и не только по истории
религии, но и по современному за-
падному
и скусству и м узы ке)
можно было вести, прикрываясь
идеологическими лозунгами. Е с-
тественно, что Академия наук, ста-
вя в качестве основной цели своей
деятельности научную работу, а не
агитацию и пропаганду, даже анти-
религиозные выставки соглаш а-
лась проводить только в том слу-
чае, если они будут просветитель-
скими. Так, в 1920-е годы антире-
лигиозные выставки устраивались
Политпросветом, который перио-
дически обращ ался за научной
поддержкой в Академию наук. Но
руководители академических му-
зеев (Азиатского музея и М узея
антропологии и этнографии) дава-
Открытие Музея истории религии АН СССР. 15 ноября 1932 г.
В центре
-
академик В. П. Волгин, справа от него
-
В. Г. Богораз,
слева от него
-
Н. М. Моторин
ЛИ
согласие на участие своих м у-
зеев в устраиваемых Политпросве-
том выставках по истории религий
только в том случае, «если выстав-
ка ограничится популяризацией
научных данных*2.
Предыстория М И Ра начинает-
ся в 1923 году, когда заведующие
отделами М узея антропологии и
этнографии РА Н Л. Я. Ш тернберг
и В. Г. Богораз-Тан предложили
создавать антирелигиозные выс-
тавки из копий и репродукций эк-
спонатов М А Э 3. Они стояли у ис-
токов российского религиоведе-
ния как самостоятельной дисцип-
лины4. Кроме того, их смело мож-
но назвать в числе тех, кто способ-
ствовал институциализации отече-
ственной этнографии, ведь до 1917
года она не была предметом уни-
верситетского преподавания, и все
этнографы в определенной мере
были самоучками5. Именно благо-
даря усилиям тех «самоучек* стал
возможен прорыв в 20-х - начале
30-х годов в русской этнографичес-
кой науке прошлого столетия. Не-
пременный секретарь А Н С С С Р С.
Ф . Ольденбург писал в 1927 году:
«В этнографии мы заняли одно из
самых выдающихся мест, особен-
но благодаря количеству и разно-
образию того этнограф ического
материала, который нами собран,
и продуманности и новизне мето-
дов собирания и исследования*6.
Стремление этнографов изу-
чать религию совпало с желанием
властей разоблачать ее при помо-
щи знаний. Впервые и то и другое
вполне совпало при организации
антирелигиозной выставки 1930
года, подготовленной к пятилетию
Сою за воинствую щ их безбож ни-
ков совместны м и усилиям и со-
трудников Государственного Эрми-
тажа и М узея антропологии и эт-
нографии А Н С С С Р . Торжествен-
ное открытие выставки состоялось
15 апреля в 13 часов в Белом зале
Зимнего дворца7. Выставка пользо-
валась широкой популярностью. За
время работы на ней побывали
19 320 человек6. 17 апреля в газете
«Ленинградская правда* была опуб-
ликована статья члена-корреспон-
дента А Н И. А. Орбелн «Антирели-
стш ш і си
История Петербурга.
-V і
5 (39>/2007
предыдущая страница 8 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 10 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст