з и с т о р и и к о н ф е с с и й в П е т е р б у р г е
ма, как называли его создатели) с
бывшей протестантской церковью
м итрополит вы лож ил все, что
имел, надеясь, что Божье дело не
обойдется без Бож ьей помощ и.
Деньги пожертвовал барон Гинс-
бург. В Богословском институте
тогда сосредоточился цвет русской
богословской
и
ф илософ ской
мысли. Назовем хотя бы два име-
ни: С. Булгаков и Н. Бердяев.
В 1935 году отца Киприана из-
брали экстраординарным, а затем
ординарным профессором в Бого-
словский институт. После его смер-
ти сестра Катя передача Богослов-
скому институту богатейшую биб-
лиотеку брата.
Итак, с 1935 по 1960 год отец
Киприан жил в Париже. Первона-
чально он был настоятелем церкви
на рю Лурмель, а потом получил
маленький приход в Кламаре, в 12
километрах от Парижа, в бывшем
имении Трубецких, где вел служ -
бы. Сумел реализовать и наслед-
ственную любовь к земле - запу-
щенный участок около института он
собственными руками превратил в
цветущий сад. Во время войны и
немецкой оккупации Сергиево под-
ворье не пострадало. Два военных
лета отец Киприан провел с семьей
Зайцевых в поместье их друга, про-
фессора Ельяшевича в Бюсси. За
комнатой отца Киприана находи-
лась часовня, там он проводил служ-
бы для всех обитателей дома, а Бо-
рис Зайцев ему помогал. Именно
здесь, пожалуй, отец Киприан рас-
кры лся другу-писателю во всем
многообразии своей натуры - и как
знаток природы, и как изумитель-
ный рассказчик (надо отметить, что
это качество передалось и его пле-
мяннику, и его внучатой племянни-
це). Вообще, Зайцев считал, что отец
Киприан мог быть великолепным
актером. Этот талант проявлялся и
во время богослужения - прекрас-
ный голос, вкус, артистичность.
Отец Киприан неустанно работал.
Имел немало трудов по богосло-
вию, некоторые из них появились
в российских научно-богословских
изданиях. В журнале «Церковь и
время* за 1998 год в разделе «Рус-
ское богословское наследие* была
опубликована его статья «Ангелы,
ннокство, человечество* с харак-
терным подзаголовком «К вопросу
об ученом монашестве». Анализи-
руя эту триаду, отец Киприан со
страстью пишет о служении ино-
ков, об их светоносности, связую-
щей роли, духовности и о необхо-
димости создания в православии
ученого монаш еского ордена. В
1948 году он получил степень док-
тора богословия за огромный труд
«Антропология Св. Григория Пала-
мы» и голубой эмалевый крест с
распятием в нем на архимандрнчью
рясу. Н уж но отметить, что Бого-
словский институт в Париже был
одним из родоначальников экуме-
низма. Каждое лето в нем устраи-
вались съезды представителей всех
ветвей христианства. И х главным
вдохновителем и устроителем яв-
лялся отец Киприан, причем с не-
мецкой педантичностью он вникал
во все детали этого предприятия.
Не только теоретические дискус-
сии были проблесками экумениз-
ма. Ученые Сергиева подворья осу-
ществили перевод Нового Завета,
который издало Библейское обще-
ство в Лондоне, то есть англикане.
Но, помимо профессиональных ин-
тересов и трудов, отец Киприан, бу-
дучи человеком разносторонним, не
оставался в стороне от жизни эмиг-
рантского интеллектуального кру-
га. Он был знаком с Дмитрием Сер-
геевичем М ереж ковским, с боль-
ш им уважением относился к его
литературной деятельности. Жена
Бориса Зайцева настоятельно реко-
мендовала Н ине Берберовой (ее
книги сейчас достаточно известны
в России) познакомиться с отцом
Кнприаном. В своей книге «Курсив
мой»
Берберова описы вает их
встречу и, в частности, пишет: «Я
спросила его, почему, если церковь
обладает полнотой истины, а он сын
церкви, он так мрачен? Почему не
радуется? О н ответил, что всю
жизнь был отчаянным пессимистом
и что это, вероятно, оттого, что он
ф изически больной человек. С
больным человеком говорить мне
стало неинтересно, и я ушла*. Не-
простой характер друга отмечал и
Борис Зайцев, но, очевидно, соглас-
но латинской поговорке, подобное
притягивает подобное. Мягкий, ре-
лигиозный, очень доброжелатель-
ный, Борис Зайцев видел в Констан-
тине Керне прежде всего светлое
начало. Н у а Берберова - женщина
сильная, много терявшая, бросав-
шая и не боявшаяся этого - человек
абсолютно другого типа - не захо-
тела увидеть в новом знакомце того,
=
История Петербурга. М
5
(.49)/2007
что могло бы их сблизить. Огром-
ная эрудиция отца Киприана, его
глубокое знание мировой литера-
туры, его артистичность не только
делали его проповеди «высокоху-
дожественными* (Б. Зайцев), но и
позволяли ему в ракурсе богосло-
вия обращаться к любимой им ли-
тературе. К сожалению, мы не рас-
полагаем полной библиографией
его трудов, но довелось познако-
миться с его статьей «О религиоз-
ном пути Александра Блока* в ре-
лигиозно-ф илософ ском журнале
«Беседа*, издающемся в России и
Париже (№ 3, 1985 г.). В статье он
вслед за Пястом называет Блока
«одной из своих “безнадежных
Л ю -
бовей”». Отец Киприан, анализи-
руя творчество поэта, показывает
его путь к Богу, очень тяжелый, му-
чительный. Не принимавший офи-
циальной церкви как части россий-
ской прогнившей бюрократической
системы, поэт, несомненно, «нашел
в своем сердце своего живого Бога»
(цитата из статьи Блока «Вопросы,
вопросы, вопросы»).
Далеко не безмятежным был
путь и самого о. Киприана - Кон-
стантина Эдуардовича Керна. Ото-
рванный от Родины, не имевший
вестей ни о ком из родных, он мог
переписываться только с Катей,
жившей в Белграде, а Катя, в свою
очередь, возобновила переписку с
сестрой Аней, жившей в Ленинг-
раде, только после Второй миро-
вой войны. Как и все настоящие
русские люди, в эмиграции он тос-
ковал по Родине и мог бы ть ей
очень полезен. Поэтому так часто
не мрак (как показалось Берберо-
вой), а печаль была в его глазах.
Единственная наследница этой се-
мьи, внучатая племянница отца
Киприана, глядя на его портрет,
сказала: «А ведь не было покоя в
его душе*.
Скончался Константин Эдуар-
дович Керн в 1960 году на руках
сестры милосердия. Читал над ним
Евангелие в числе других и Борис
Константинович Зайцев, читал
притчу о блудном сыне. И з четы-
рех детей Эдуарда Эдуардовича и
Глаф иры Д ам иановны (одна из
дочерей умерла в раннем детстве)
только у Анны Эдуардовны были
дети - старший ребенок умер в дет-
стве, младший сын жил в Петер-
бурге, был историком и скончался
в 2003 году.
предыдущая страница 89 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн следующая страница 91 История Петербурга №39 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст