С
ады и парки Петербурга
10
Ограда Михайловского сада со стороны храма.
Фото Ю. Ф. Пильцова
Здесь же были представлены об-
разцы материалов,использованных
в отделке храма, а также пожерт-
вованные предметы церковной
утвари. В 1922 году ризница была
опустошена. Теперь здание ризницы
реставрировано.
Другой частью храмового ком-
плекса являлась фигурная ограда
с воротами против храма. Она по-
лукругом очерчивает проезд возле
него со стороны сада. Когда-то
мощные опоры ворот украшали
чугунные кованые фонари с вы-
несенными за ограду лампионами.
Фигурные цилиндрические столбы,
держащие звенья решетки, обли-
цованы глазурованным силезским
кирпичом двух тонов (охра и кино-
варь, предприятие князя Голицына)
и снабжены стилизованными капи-
телями и базами из эстляндского
мрамора, поставлявшегося фирмой
«Кос и Дюр». Между этими стол-
бами укреплены более 50 больших
(4х3,7 м) звеньев ограды. Ограда
была создана в 1903-1907 годах ма-
стерами художественно-слесарного
завода «Карл Винклер». Несколько
секций подобной ограды отделяют
знакомую нам ризницу от проезда
ко 2-му Садовому мосту. Тротуар
вдоль ограды был выполнен из
лещадной плиты, а поребрик - из
гранита. В ряде изданий авторство
ограды приписывается художнику
Э. К. Кверфельдту.
На отрезке сада, отделенного
проездом к мосту, расположились
жилые и хозяйственные каменные
постройки, обслуживавшие храм
Воскресения Христова. Рядом с од-
ноэтажным домом для служителей
возвышалась кирпичная труба, че-
рез которую по подземному каналу
выводился дым из котельной храма.
Также здесь располагалось неболь-
шое нефтехранилище, из которого
по подземной трубе в церковную
котельную подавалось горючее.
На другой стороне участка стояли
два жилых дома, в которых были
квартиры для служителей, комна-
ты для отдыха иерархов во время
службы в храме и гостиничные
номера для паломников. К нашим
дням сохранился лишь один двух-
этажный дом, где разместилась
администрация музея-памятника
«Исаакиевский собор», филиалом
которого и является храм «Спас
на Крови».
Изменения в планировке Ми-
хайловского сада, вызванные по-
стройкой храма Воскресения Хри-
стова, видны на плане Петербурга
1907 года. Создание новой полу-
окружной ограды значительно со-
кратило западную часть сада, были
вырублены деревья, посаженные
еще при Петре I.
С А Д Р У С С К О Г О М У З Е Я
Император Александр Ш, как
поборник всего русского, интере-
совался русским искусством, со-
бирал отечественную живопись и
увлекался прикладным народным
творчеством. Для него была собрана
большая коллекция, размещение
которой, уже после его смерти в
1894 году, потребовало специаль-
ного здания. В том же году умерла
великая княгиня Екатерина Михай-
ловна, последняя владелица Михай-
ловской усадьбы. Наследовали ей
принцы Мекленбург-Стрелицкие.
В 1895 году казна выкупила у них
уже обветшавший дворец с целью
приспособить его под картинную
галерею и создать при ней отделы
прикладного искусства с памятным
залом Александра III96. 13 апреля
1895 года вышел высочайший указ
об учреждении в Михайловском
дворце Музея русского искусства
имени Александра III. Переделку ин-
терьеров дворца в музейные залы осу-
ществил архитектор В. Ф. Свиньин.
Историк Юрий Овсянников - один
из тех, кто считает, что Свиньин своей
переделкой «нанес великому тво-
рению Карла Росси непоправимый
ущерб»97. В неприкосновенном виде
остались только главный вестибюль
и Белый зал. Совершенно другого
мнения была дочь архитектора
А. Н. Полухина-Свиньина: «Перед
архитектором встал ряд серьез-
ных задач по реставрации дворца-
усадьбы и переоборудованию его
под общественное здание. Жилой
дворец мог превратиться в совре-
менный музей лишь ценой значи-
тельных изменений и неизбежных
утрат, как-то: объединение покоев
первого этажа в экспозиционные
залы; поднятие в них перемычек
окон и замена массивных дубовых
переплетов на тонкие металли-
ческие, что давало возможность
увеличить освещенность залов;
создание верхнего света. Чтобы
обеспечить необходимый для экспо-
зиции температурный режим, надо
было заменить печное отопление
центральным, что повлекло за собой
демонтаж декоративных дворцовых
печей. Нужно было обеспечить
специальное условие для вновь соз-
даваемых хранилищ живописных
полотен, преобразовать некоторые
интерьеры в экспозиционные залы,
оборудовать гардеробы, туалеты и
другие помещения для обслужива-
ния публики, а также предусмотреть
удобный обход музея и, наконец,
возможность дальнейшего разви-
тия его в соответствии с проектом
генерального плана, решенного ар-
хитектором в традициях ансамблей
К. И. Росси.
.. На протяжении трех
лет за работой Свиньина вниматель-
но следила заказчица - императри-
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 9 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 11 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст