С
ады и парки Петербурга
ца Мария Федоровна и высочайше
утвержденная комиссия под пред-
седательством М. П. Боткина. После
окончания реконструкции дворца
на 17 марта 1898 г. была назначена
приемочная комиссия, состоявшая
из маститых представителей ар-
хитектурного мира и высочайших
особ. Прием музея в эксплуатацию
сопровождался тщательным осмо-
тром. Со всей строгостью члены
комиссии обсуждали реставрацию
и вновь выполненные детали. Дав
работе архитектора высокую оцен-
ку, комиссия признала его работу
безупречной»98.
7
(19) марта 1898 года впервые
открылись двери музея, известного
нам сейчас как Русский музей.
С изменением статуса дворца
изменился и статус сада. Он посту-
пил в ведение городской думы и стал
доступен для посещения горожан.
В 1906 году городской думой была
предпринята попытка реставрации
сада, который содержался в «при-
стойном состоянии» до начала
Первой мировой войны, но затем
пришел в запустение.
В конце X I X века, накануне
100-летней годовщины со дня смер-
ти великого русского полководца
А. В. Суворова (в мае 1900 г.), было
решено построить в Петербурге му-
зей полководца. В начале 1900 года
стали искать место для его сооруже-
ния. В период поисков было пере-
брано несколько вариантов. Один из
вариантов предполагал построить
музей на территории М ихайлов-
ского сада, но запротестовало руко-
водство Музея русского искусства
имени Александра Ш , считая, что
«это создаст прецедент для строи-
тельства иных сооружений»99.
Здесь хочется привести не-
большой рассказ Ю рия Алянского,
связанный с Михайловским садом:
«...В 1910 г. при постройке здания
в одном из центральных районов
Петербурга рабочие неожиданно
натолкнулись на. кладбище скуль-
птуры. В земле лежали какие-то ка-
менные фигуры, части фигур, много
голов. Всю эту обширную находку
перевезли на территорию Русского
музея и свалили в Михайловском
саду.
. Довольно скоро дош ли у
Преснова (Григория Макаровича,
хранителя фонда скульптур) руки и
до скульптур, лежащих у стен музея
в саду., благодаря изысканиям Пре-
снова мы знаем теперь, что эти ста-
туи из пудостского камня украшали
в шестидесятых годах X V Ш века
незадолго перед тем построенный
Зимний дворец. Сейчас на кровле
дворца, перестроенного после по-
жара 1837 года, стоят чеканные
статуи, созданные в самом конце
X IX века. А несколько фрагментов
первоначальных каменных фигур
вошли ныне в экспозицию Русского
музея»100-
В 1913 году вновь возникла
угроза посягательства на сад -
появился проект вырубки сада и
сооружения на его месте здания
Государственной думы. К счастью,
проект не был осуществлен101. Од-
нако часть территории сада была
отрезана за счет п остройки на
ней Ш колы народного искусства.
Она явилась самой последней (до-
револю ционной) постройкой на
территории М ихайловского сада,
рядом с ризницей. Это здание было
построено в 1914-1915 годах по
проекту архитектора И. Ф . Без-
палова. Основанное в 1911 году в
Петербурге, это учебное заведение
так объясняло свое предназначение:
«Цель создания такой школы была
вызвана необходимостью поддер-
жать и возродить в современном
народном искусстве его старинный
дух и самые приемы работы, пока
еще не произошло полного разрыва
между народным искусством на-
ших дней и искусством прошлого
времени, когда русские мастера соз-
давали не безвкусные, рассчитанные
Школа народного искусства.
Фото Ю. Ф. Пильцова
на дешевый эффект, а подлинные
произведения искусств». Общество
архитекторов-художников в 1913
году объявило конкурс на проект
здания школы. Получивш ий пер-
вую премию проект И. Безпалова
оказался наиболее рациональным
в планировке учебных помещений
и м астерских. П ом ещ ения для
занятий были удобны и хорошо
освещены. На торжественной за-
кладке здания в 1914 году при-
сутствовала императрица, высшее
духовенство, деятели культуры.
Были также рабочие в праздничных
костюмах. Газета «Новое время»
сообщала: «Новое здание строит
архитектор-художник Безпалов в
характере петровских построек (то
есть в формах раннего барокко). На
первом этаже размещались столовая
на 130 учениц, кухня, гардероб и три
комнаты для служащих. На втором
ткацкие мастерские, ковровая и
иконописная, на третьем - рисо-
вальные классы, музей и другие по-
мещения. Четвертый этаж занимали
церковь и жилые комнаты, а пятый,
мансардный, - общежитие, лазарет,
служ ебны е помещ ения. В ум е-
лой и чрезвычайно рациональной
внутренней планировке сказался
богатейший опыт Безпалова - зод-
чего, строителя и инженера. <.
..> В
процессе проектирования к работе
над корректировкой фасадов был
привлечен архитектор Н. Е. Лансе-
ре, столь же одаренный и разносто-
ронний мастер, как и Безпалов. Он
сохранил общий характер спроек-
тированных Безпаловым фасадов в
стиле барокко, но внес в них больше
характерности и остроты. <.
..> Д у-
мается, что недоразумения, связан-
ные с авторством здания школы,
должны быть рассеяны. Единствен-
ным автором-строителем следует
считать Безпалова, что не умаля-
ет заслуг Лансере - художника-
декоратора. За постройку здания
Иннокентий Федорович был щедро
награжден денежной премией, а из
рук императрицы Александры Ф е-
доровны получил бриллиантовый
перстень»102. В здании интересны ме-
таллические ограды и решетки - под-
линники XVIII века. В декоративном
оформлении здания приняли участие
скульптор Я. Б. Троупянский и брат
Н. Е. Лансере - художник Евгений Лан-
сере. Им были созданы рисунки герба
на фронтоне (ныне утраченного)
и скульптурные композиции в ни-
11
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 10 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 12 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст