С
ады и парки Петербурга
12
шах по сторонам главного входа. В
1980-е годы в здании бывшей Ш ко-
лы народного искусства находилось
общежитие слушателей факультета
повышения квалификации103. В на-
стоящее время в здании помещается
Высшая школа народных искусств
на правах института.
В 1914 году в журнале «Старые
годы» появилась статья, подпи-
санная «П. В.». В ней слышался
крик души по поводу сокращения
зеленых массивов в центре города.
Автор писал: «Такая уж у нас доля
несчастная, что по всякому лучшему
делу пристегивается какая-нибудь
обида для искусства. Учреждена
недавно Ш кола Народного И скус-
ства, которая, под умелым руко-
водством, обещает дать прекрасные
плоды, - и ради нее наносится еще
новый ущерб Михайловскому саду.
Ш кола временно занимала поме-
щение в бывшей Государственной
типографии, ныне имеющей быть
снесенной для постройки выста-
вочного дворца, и школа остается
без помещения. Поэтому ей отведен
участок, в 300 квадрат. саж., вдоль
Екатерининского канала, входящий
в площадь Михайловского сада, и
школа уже объявляет конкурс на
проект постройки здания. Итак,
поддерживается хорошее начина-
ние, но одновременно портится и
уничтожается старый М ихайлов-
ский сад. В объяснение говорят, что
часть сада уже застроена для нужд
Музея Александра III и храма Вос-
кресения Христова, но одна ошибка
отнюдь не извиняет другую. Неуже-
ли у нас никогда не поймут, что сады
и свободные площади существуют
не для застройки и что ими надо
дорожить?»104-
Революция, Гражданская война
и наступившие вследствие их го-
лод и разруха не способствовали
украшению сада. В 1918 году было
объявлено, что он стал охраняться
государством, но только в 1922 году
подотдел садов и парков Петро-
градского Совета начал выделять
средства для приведения его в по-
рядок. К началу 1924 года сад был
частично восстановлен: посажены
новые деревья, очищены пруды,
восстановлена ограда, выходящая
на Садовую улицу. В ноябре 1924
года произош ло одно из самых
сильны х наводнений в истории
нашего города. Оно принесло саду
большой ущерб. Были повалены
«Дерево свободы».
Скульптор А. П. Соловьев. 1929 г.
столетние деревья, размыты газоны,
уничтожены дорожки. Старые дере-
вья удалось спасти - их подняли и
посадили на прежние места, газоны
и дорожки восстановили105.
В 1929 году недалеко от пави-
льона Росси появилась скульптура
«Дерево свободы», вырезанная
из ствола старого дерева, - свое-
образный пример монументальной
пропаганды того времени. История
той скульптуры началась летом того
же года, когда в Михайловском саду
молодой, начинающий скульптор
вырезал из ствола засохшего дуба
композицию, которая запечатлела
три этапа жизни русского народа:
крепостное право, борьбу с угне-
тателями, торжество добра и спра-
ведливости. Дуб был использован
с разрешения администрации сада.
Автор оригинальной скульптуры
- Александр Павлович Соловьев
(1904-1981). Родом он был из де-
ревушки Костыри на Смоленщине,
в бывшем Рославльском уезде. В
одной с ним деревне жила мать
известного советского художника
С. Т Коненкова. Зимой 1918 года,
служа в армии в Москве, во время
выборов в Моссовет А. П. Соловьев
слепил из снега у Никитских ворот
группу на тему «Кто может выби-
рать в Совет». Молодого солдата
заметили. В 1925 году Александр
приехал в Москву и поступил на ху-
дожественный рабфак. В 1927 году
его зачислили на первый курс Выс-
ш их художественно-технических
мастерских (В Х У Т Е М А С ), а его
учителем и наставником стала
B. И. Мухина. По направлению Ко-
миссии помощи молодым даровани-
ям, организованной по инициативе
А. В. Луначарского, в 1929 году Со-
ловьев уехал в Ленинград для по-
ступления в Академию художеств.
Гуляя однажды по Михайловскому
саду, Соловьев обратил внимание на
старый засохший дуб петровского
времени, стоявш ий у павильона
Росси. У юноши возникло желание
«оживить» мертвое дерево, вырезав
из его ствола скульптурную компо-
зицию. За помощью А. П. Соловьев
обратился к С. М. Кирову и получил
от него поддержку. Рядом с деревом
был сооружен помост, на котором
молодой скульптор начал трудить-
ся, стремясь осуществить свой за-
мысел. Рабочими инструментами
были топор, стамеска и молоток.
Часто приходилось отвлекаться от
работы и объяснять свой замысел
гулявшим. В конце концов он изло-
жил свой «проект» на листе бумаги
и повесил его на соседнее дерево.
Свою работу он завершил осенью
того же года. Посмотреть на гото-
вую работу скульптора-самоучки
в М и хай л о вски й сад приезж ал
C. М. Киров. С учебой у А. П. Со-
ловьева не получилось, и он уехал
из Ленинграда в Подмосковье, где
начал работать в лесничестве. И там
он продолжил заниматься любимым
делом - вырезывать из дерева раз-
ные диковинные фигуры. С годами
у небольш ого домика на берегу
реки Истры, где жил скульптор,
появился мир сказочных зверей,
птиц и фантастических персонажей.
Выдающийся советский скульптор
С. Т Коненков написал ему такие
строки: «Дорогой Саша Соловей!
Каждый раз, когда смотрю на твои
работы из дерева, мне все больше и
больше кажется, что ты настоящий
народный художник и глубоко чув-
ствуешь поэзию леса и полей». Про-
шло уже более трех четвертей века с
тех пор, как резец мастера-самоучки
продолжил жизнь умершего дуба,
превратив его в скульптуру106. В
2004 году ее перенесли в здание
музея на реставрацию.
Вернемся в далекие 1930-е. В
предвоенные годы была произведе-
на значительная перепланировка:
английский луг пересекла сквозная
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 11 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 13 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст