С
ады и парки Петербурга
аллея; большая овальная площадка,
созданная в южной части луга, лик-
видировала большую его часть. К
тому времени восточный пруд уже
не существовал: его засыпали еще в
1911 году. На месте оранжерей, изо-
браженных на планах 1890 и 1919
годов, была устроена большая пло-
щадь с эстрадой. В павильоне Росси
в 1931 году разместили мастерскую,
в которой реставрировали скульпту-
ры из Летнего сада. Планировалось
в 1937 году установить в Михайлов-
ском саду статуи. Русскому музею
передали бронзовую конную скуль-
птуру Александра Ш, стоявшую
ранее перед Московским вокзалом.
Долгое время монумент оплеванно-
го монарха находился в саду перед
северным боковым корпусом двор-
ца. В 1930-е годы Михайловский сад
был переименован в Сад МОПРа - в
честь Международной организации
помощи борцам революции.
Среди зеленых насаждений Ми-
хайловского сада в 1939 году были
березы, вязы, дубы, ильмы, клены,
каштаны, липы, маньчжурский орех;
с XVIII века росли тополя.
Начавшаяся Отечественная
война принесла много бед и несча-
стий нашей стране, народу, городу
и, конечно, задела своим черным
крылом и Михайловский сад. Долго
на вековых деревьях были видны
следы от снарядов и бомб. Многие
скульптуры Русского музея были
эвакуированы, а те, что были тяже-
лы и могли быть повреждены при
транспортировке или же не могли
поместиться в подвале дворца,
решено было закопать в саду. Для
этой цели в центре луга, перед са-
довым фасадом, вырыли глубокий
котлован. Многопудовую статую
Анны Иоанновны работы Карло
Растрелли предварительно покры-
ли тавотом, укутали в рубероид
и опустили в котлован, засыпали
землей и разбили над ней клумбу.
Арапчонка из этой скульптурной
группы спрятали в подвале дворца.
Статую Александра III, привезен-
ную с площади Восстания, решено
было также зарыть в землю, но к
тому времени, когда занялись ею,
у большинства работников музея
(а это были в основном женщины)
от голода уже не было сил опустить
столь тяжелый монумент в котло-
ван. Поэтому скульптуру забросали
песком, обшили досками, а поверх
сделали накат из бревен и утрамбо-
вали землей. Затем курган засеяли
овсом, который вскоре зазеленел.
17 октября 1941 года в него попала
крупная фугасная бомба, взрывом
которой разметало часть бревен на-
стила. К счастью, укрытие оказалось
прочным, и монумент совсем не
пострадал107.
За годы блокады на территорию
музея и сада упало 11 фугасных и
более 100 зажигательных бомб, а
также свыше 40 снарядов. В здание
Русского музея, к счастью, прямых
попаданий не было, но от взрывов
400-500-килограммовых бомб,
случившихся вблизи, оно получило
повреждения. Корпус Бенуа был
разрушен почти полностью.
После блокады началось вос-
становление города. Уже в 1944
году стали сажать молодые дере-
вья108. В 1948 году архитекторами
Е. И. Катониным и В. Д. Кирхоглани
был составлен проект реконструк-
ции сада, а с 1949 года начались ре-
ставрационные работы. Основным
принципом всех работ стало мак-
симальное приближение к проектам
времен Росси, периоду перестройки
сада из старого Третьего Летнего
сада в Михайловский.
Работы по восстановлению кор-
пуса Бенуа начались в 1947 году. Ав-
торами проекта стали художники-
реставраторы Ирина Николаевна
Бенуа и Кирилл Дмитриевич Халту-
рин, которые творчески подошли к
решению задачи. Решено было раз-
местить в восстановленном корпусе
экспозицию советского искусства.
П. К. Болтун вспоминал: «Строгий
гранитный портал украсил вход в
здание со стороны канала Грибое-
дова. Симметрично расположенные
колонны, пилястры на стенах, от-
деланные искусственным мрамором
розового цвета и увенчанные капи-
телями, украсили вестибюль. Пол
устлали вместо мраморной крошки
мраморными плитами. В залах
ксилитовые полы были заменены
паркетом; громоздкие отопительные
приборы перенесены к стенам.
..
Лепные орнаментальные карнизы
потолков и дверных проемов вместо
простых деревянных наличников
преобразили залы. Все, вместе взя-
тое, придало вестибюлю и анфиладе
залов второго этажа строго выдер-
жанный в едином стиле характер».
8 ноября 1950 года торжественно от-
крылась экспозиция советского ис-
кусства, которая заняла 16 залов109.
В те годы появились в саду молодые
деревья, посаженные как работника-
ми садово-паркового хозяйства, так
и садоводами-любителями. Добрым
словом хочется вспомнить внука
известного русского художника
В. Г. Перова - ботаника-селекционера
Р. А. Перова, много лет проработав-
шего в саду110.
В 1957 году была реставриро-
вана чугунная решетка террасы. В
1959 году для укрепления берегов
реки Мойки вдоль Михайловско-
го сада была сооружена низкая
подпорная стенка, облицованная
гранитом111.
В сентябре 1959 года на цен-
тральной поляне был установлен
бронзовый бюст выдающегося
русского скульптора XVIII века
Федота Ивановича Шубина. Автор
бюста скульптор В. А. Синайский,
автор проекта цилиндрического
постамента из розового грани-
та - известный ленинградский
архитектор С. Б. Сперанский. На
постаменте укрепили бронзовую
доску с надписью: «Федот Шубин.
Скульптор. 1750 г. - 1805 г.» Доска
украшена драпировкой и ветвями
лавра. Высота бюста - 1,5 м, высота
постамента - 2,7 м112. Поляна после
установки бюста стала называться
Шубинской.
В 1968 году архитектор В. Д. Кир-
хоглани написал статью «Из опыта
ландшафтного строительства в Ле-
нинграде» на примере садового
ансамбля Русского музея и Инже-
нерного замка. Статья интересна
тем, что в ней говорится о том, что
было сделано к тому моменту и что
намечалось сделать. К сожалению,
не все из задуманного выполнено и
сейчас. Автор отмечал: «Для корен-
ной реконструкции Михайловского
сада требуется проведение крупных
работ, связанных в основном с лик-
видацией строений на его террито-
рии, что в ближайшие годы сделать
затруднительно. Поэтому здесь
предусмотрены два варианта. Пер-
вый, учитывающий реальные воз-
можности и потребности ближай-
ших лет, утвержден и осуществляет-
ся в натуре. Второй (максимальный)
рассчитан на полную капитальную
реконструкцию всего окружения
сада, которая быть может осущест-
влена в дальнейшем. Согласно
первому варианту восстановления,
реконструкции и планировки Ми-
хайловского сада, выполненному
13
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 12 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 14 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст