С
ады и парки Петербурга
1 4
в 1948 году, временно сохраняется
дорожка, пересекающая большой
луг (как имеющая транзитное зна-
чение), но все остальные дорожки и
площадки, устроенные на этом лугу
в 1924 году, ликвидируются, так
же как и бесформенные, излишне
крупные площадки в западной части
парка (на которых в 1924 году были
сооружены эстрада, павильоны и
организовывались выставки). Они
заменены на детские площадки,
расположенные между двумя па-
раллельными аллеями (на месте
засыпанных прудов). На местах
стихийно вытоптанных площадок
восстанавливаются газоны в запад-
ной части сада. Для обеспечения
транзитного движения через парк
создается новая дорожка от запад-
ного входа к дорожке, идущей через
луг, а также смягчаются все углы
поворота этой транзитной аллеи.
Существовавшей в последние де-
сятилетия бесформенной площадке
около павильона Росси придается
правильный четкий контур. За-
падная часть сада, бывшая все эти
годы почти без зелени, максималь-
но озеленяется посадкой деревьев
(преимущественно лип) и частич-
но кустарника. В центральной и
восточной частях сада проводится
посадка деревьев только взамен по-
гибших или вырубленных.
Проект предусматривает мак-
симальное приближение к тому
состоянию, которое имел этот сад в
1830-х годах, когда он был осущест-
влен под руководством К. И. Росси.
Отступления от прежнего проекта
допущены только для упорядочения
транзитной аллеи и устройства дет-
ских площадок, но эти отступления
диктуются жизнью, потребностями
сегодняшнего дня и нашего быта.
К тому же возвращение к проекту
Росси в западной части сада все
равно невозможно, так как она в
настоящее время застроена (церковь
“Спаса на Крови”, здание училища
и церковные строения около него, а
также жилой дом, расположенный
у “Корпуса Бенуа”).
Частичным отступлением от
проекта Росси является и намечен-
ная установка скульптур. Однако
и это отступление можно считать
целесообразным, так как оно позво-
лит украсить сад экспонатами Рус-
ского музея. Если Летний сад с его
регулярной планировкой украшен
итальянскими скульптурами XVIII
века, то Михайловский сад, будучи
образцом преимущественно пейзаж-
ного типа, включит произведения
русской скульптуры XIX века. В
отличие от скульптур Летнего сада,
стоящих закономерно и ритмично
на аллеях и площадках, в Михайлов-
ском саду предположено установить
скульптуры живописно, свободно,
непосредственно на лужайках,
на фоне кустов или деревьев, так
чтобы они слились с пейзажем и
зеленью, подчинились парку. Такая
расстановка хотя и не является
документальной, но она историче-
ски правдива, соответствует тому
принципу пейзажной композиции,
который был здесь заложен Росси;
она не только допустима, но сможет
дополнить и обогатить облик сада
времен Росси. Основными из на-
меченных к установке скульптур
являются следующие:
1. “Русский Сцевола” В. И. Демут-
Малиновского;
2. “Аполлон” М. И. Козловского;
3. “Парень, играющий в бабки”
Н. С. Пименова;
4. “Парень, играющий в свайку”
А. В. Логановского;
5. “Диана перед купанием”
Ф. Ф. Щедрина и другие.
Кроме того, предполагается
установить на бровке террасы музея
серию архитектурных обломков
памятников русской архитектуры,
имеющихся в Русском музее. Таким
образом, Михайловский сад станет
как бы продолжением экспозиции
Русского музея.
В цветочном оформлении сада
также предполагается придержи-
ваться плана Росси и восстановить
пятна многолетников, разбросанные
по периметру большого луга, кото-
рые имеются на проекте Росси и
несомненно существовали в натуре.
По этому же принципу создаются
дополнительные пятна живописных
цветов-многолетников на опушках
и полянах - там, где в силу ряда
причин произошли отступления от
проекта Росси. Такие пятна много-
летников (с посадкой их в два и три
яруса) введены на лужайке около
Садовой улицы, на полянах в за-
падной части сада и т.д.
Существующее здание дезин-
фекционной камеры Этнографиче-
ского музея предполагается снести, а
дворы закрыть новыми двухэтажны-
ми корпусами, в которых разместят-
ся экспозиционные залы Русского
музея. Постройка этих корпусов не
только организует фронт сада, но
и создаст более законченный ан-
самбль Русского музея со стороны
сада, как это было у Росси.
В дальнейшем намечено восста-
новить второй пруд, засыпанный в
прежние годы, и реставрировать соз-
данный Росси прекрасный мостик,
вернув ему снова функциональное
значение и смысл. Подлежат лик-
видации все хозяйственные по-
стройки, расположенные в районе
церкви и училища. Жилой дом, на-
ходящийся около “Корпуса Бенуа”,
должен быть реконструирован.
Осуществление полной рекон-
струкции Михайловского сада как
элемента всего района Русского
музея позволит воссоздать один
из лучших садов в центральной
части города. Хотя это и не будет
в полном смысле слова воссозда-
нием, но тем не менее основные
идеи первоначальной планировки
сада, его характеристика, удачное
сочетание пейзажного и регу-
лярного начал сохраняются и
развиваются, а насыщение сада
образцами русской классической
скульптуры еще более обогатит его
содержание, вдохнет в него новую
струю, продолжив традиции рус-
ского садово-паркового искусства
первой половины XIX века. Те тра-
диции, которые сейчас развивают
советские паркостроители»113.
По проекту архитектора
В. Д. Кирхоглани в саду был прове-
ден большой капитальный ремонт.
Было привезено более 30 тысяч
куб. м плодородной почвы, покрыв-
шейся летом прекрасным зеленым
травяным ковром. Вдоль пешеходных
дорожек установили поребрик114. По
замыслу архитекторов планирова-
лась установка скульптуры, но все
свелось лишь к бюсту выдающегося
скульптора Федота Шубина.
1960-1979-е годы отметились
в истории сада теннисным кортом
в северо-западном углу, при соз-
дании которого было уничтожено
значительное число зеленых насаж-
дений. Не украсила старинный сад
и детская площадка с безвкусными
деревянными игровыми «скульп-
турами». Соседний участок, при-
мыкавший к западной границе
сада, носил характер захламленного
пыльного пустыря.
Как подтверждение того, что не
все из задуманного было выполнено,
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 13 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 15 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст