С
ады и парки Петербурга
стало появление в середине 1980-х
годов двух статей. Вот отрывки
из первой: «В юго-восточной его
(сада) части есть неглубокий пруд,
а недалеко от ограды, что отделяет
сад от Садовой улицы, бросаются в
глаза руины старинного чугунного
моста. Зрелище экзотическое, но
как печальна эта экзотика! Пролеты
и тумбы моста проржавели, литые
чугунные декоративные элементы
валяются на земле, одна из тумб
используется как мусорный ящик.
Что же это за мост и почему он на-
ходится в таком состоянии? <.
..>
Странное сложилось положение:
инженерные сооружения, которые
некогда украшали город, теперь
просто отданы на откуп стихиям:
снегу, дождю, солнцу. А ведь мосту
и коллектору по меньшей мере 160
лет. И вот они стоят и разрушаются
на глазах людей уже многие годы.
Похоже, никому нет до этого дела.
Это ли не «памятник бескультурья»,
равнодушия и небрежения к куль-
турным ценностям». Этой статье
вторит другая, напечатанная так же
в «Неве» через 10 месяцев: «Когда-
то здесь были два пруда с проточной
водой, фигурный мостик между
ними, на северном берегу находи-
лась труба с гранитным оголовком,
соединявшая пруд с Мойкой, а на
южном - прекрасный мраморный
фонтан. Фонтана того больше нет.
Стоит лишь Кирпичный остов.
На дне пруда валяются разбитые
мраморные плиты. Рассказывают,
что один раз фонтан отремонтиро-
вали - весной 1941 года. И больше
руки реставраторов его не касались.
Гранитный оголовок трубы на дру-
гом берегу пруда съехал в русло,
обнажив полуразрушенный кир-
пичный остов. Внутри труба также,
по-видимому, засыпана. Второй
пруд тянулся вдоль ограды Садовой
улицы. Сейчас на его месте растут
деревья». Далее рассказывается
об этапах постепенной (в течение
50 лет) засыпки этого пруда: с
1890-х гг. до 1940-го115.
После написания этих статей
прошло 20 лет. То были бурные
годы, изменившие нашу жизнь.
Вновь появилось меценатство, но
пока еще довольно робкое. Как при-
мер этого нового меценатства - ре-
ставрация кованой металлической
ограды со стороны канала Грибоедо-
ва. Ограда эта поистине уникальна,
потрясающе выглядят переплетения
металлической лозы с фантастиче-
скими коваными цветами. С годами
ограда претерпела изменения. При
прокладке трамвайных путей в
1960-е годы убрали часть звеньев
решетки. А к 1990-м годам чудес-
ная ограда пришла в плачевное
состояние: половина металличе-
ских конструкций ее была утраче-
на, оставшаяся часть подверглась
коррозии. Декоративный кирпич
потрескался, исчезли фонари над
воротами и медные шапки колонн,
и почти полностью исчезли изразцо-
вые майолики. Требовалась значи-
тельная реставрация, а реставрация
требовала значительных затрат.
Столь масштабный проект летом
1998 года нашел своего спонсора в
лице компании JT international. Это
была первая практика подобного
содружества. На начальном этапе
компания выделила один миллион
долларов на восстановление 19
(из 51) звеньев решетки, такого
же числа столбов, ворот и цоколя.
Каменные работы выполняет пред-
приятие «Специалист». Металличе-
15
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 14 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 16 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст