П
.
етербуржцы и петербурженки
2 2
материалы дознания подлежали уни-
чтожению в связи с отсутствием при-
знаков преступления, но из-за особой
исторической и культурной значи-
мости часть из них была передана на
музейное хранение.
Согласно описанию тех, кто
обозревал акт вскр ы ти я, этот
докум ент
написан чернилам и
от руки, ниж ний левый угол его
оторван, разорванные обры вки
текста хранятся в приложенном
конверте. В акте вскрытия записа-
но:
«На шее над гортанью красная
борозда, д р уга я т янет ся слева
вверх, т еряю щ аяся около уш ной
раковины спереди. Справа борозда
идет вверх к затылочной области
и тоже теряется; ширина борозды
с гусиное перо
»6. Таким образом, на
шее поэта имелась одиночная, не-
замкнутая, косо восходящая снизу
вверх и несколько справа налево
неравномерно вдавленная стран-
гуляционная борозда, характерная
для затягивания петли тяжестью
тела, т. е. для повеш ения. С т о -
ронники версии убийства поэта
считают, что если нет «мертвой
петли» вокруг шеи, человек не
может умереть. Н о современные
эксперты не использую т такого
определения, как «мертвая петля»:
петли из гибкого материала могут
быть как открытыми (то есть не
полностью охватывающими шею),
так и за кр ы ты м и (п о л н о стью
охватывающими ее), и повеситься
можно в любой из них.
«Прокус» языка, находившегося
в полуоткрытом рту, мог произойти
только при неожиданном ударе по
голове, о чем говорит жуткая рана
на лбу, видимая на снимке»,
- вещает
«исследователь» И. Лысцов7. И вот
уже экскурсоводы на Ваганьков-
ском кладбище без тени сомнения
передают эти благоглупости со-
гласно киваю щ им посетителям.
Так трагедия гениального русского
поэта, подлинный масштаб которой
многим невдомек, превращается
в товар. М ежду тем, рассуждая о
«
сминаемых хрящ ах гортани
», сле-
дует знать, что далеко не в каждом
случае повешения имеются такие
повреждения, которые, напротив,
наиболее часто встречаются при
сдавлении шеи руками и удавлении
петлей. Напомним, что петля на
шее располагалась «над гортанью».
Кстати, зажатие кончика язы ка
между зубами встречается именно
при таком расположении петли - в
верхней трети шеи. Это азбука су-
дебной медицины.
Э. Хлысталов вопрошает: «По-
чему на шее повешенного не видно
странгуляционной борозды?»8. Но
московский судебно-медицинский
эксперт С. А. Н и ки ти н , вы сту-
пая на расш иренном заседании
Е сен и н ско го ком итета, проде-
м о н стри р о вал два п о д л и н н ы х
негатива с изображением трупа
С.
А. Есенина в номере гостиницы
и два высококачественных пози-
тива, изготовленные без ретуш и
непосредственно с негативов, с
фотоизображениями тела поэта на
секционном столе после вскрытия.
Судебны й медик отметил:
«П ри
исследовании фотографии на сек-
ционном столе очень хорошо видна
странгуляционная борозда. При ис-
следовании этой борозды мы отме-
тили, что описание ее локализации,
направление точно соответствует
описанной Гиляревским в А кт е
»9.
Это очень важное заявление, так
как «исследователи»-литераторы
считают, что описание в акте не со-
ответствует действительности, до-
кумент этот писался без вскрытия
тела и т. п.
«Кроме того,
- продол-
жал С. А. Никитин, -
на фотогра-
фии хорошо видно то, что не от -
метил Гиляревский: в борозде четко
отпечатался рельеф петли. Видно,
что это - вит ая веревка, причем
достаточно широкая, где-то около
0,8 см»
(у детективов-литераторов
- «чемоданный ремень»)10.
А. Г. Гиляревский написал:
«На
основании данных вскрытия следует
заключить, что смерть Есенина по-
следовала от асфиксии, развившейся
в результате сдавления дыхатель-
ны х пут ей через повеш ение»
11
.
В
свое время в ответах на запросы
Есенинского комитета ведущ ие
судебно-медицинские эксперты
Советского Сою за проф ессора
А. П. Громов, В. В. Т ом или н,
Б. С. Свадковский указали, неза-
висимо один от другого, что анализ
акта, составленного экспертом
А. Г. Гиляревским, показал отсут-
ствие принципиальны х научно-
методических ошибок. Текст акта,
по их мнению, позволяет считать,
что смерть С. А. Есенина наступила
от механической асфиксии, раз-
вившейся при затягивании петли
тяжестью собственного тела, т. е.
при повешении.
Среди литературно-художест-
венных построений, кочующих из
одного труда в другой, постоянно
встречаются утверждения о нане-
сенном поэту «страшном» ударе по
голове. Обратимся к акту судебно-
медицинского исследования:
«По-
среди лба, над переносьем - вдавлен-
ная борозда длинной около 4 сант. и
шириной 1,5 сант.».
В заключении
к акту А. Г. Гиляревский записал:
«Вдавление на лбу могло произой-
ти от давления при повеш ении».
Отвечая на запрос председателя
Всесоюзного Есенинского комитета
в декабре 1991 года, А. В. Маслов от-
метил:
«Из Акт а осмотра трупа из-
вестно, что лицо обращено к трубе,
а вследствие бокового расположения
узла петли голова была наклонена.
Таким образом, вдавление в лобной
област и могло образоват ься от
приж ат ия головы к верт икально
расположенной трубе парового ото-
пления. Как следует из Акт а вскры-
тия, кости черепа целы. Нам была
предст авлена посм ерт ная маска
Есенина, на которой отобразилась
эта борозда. Наибольшая глубина
вдавления - 3 - 5 мм. Следователь-
но, только на глубину кожных по-
кровов. Откуда могло это взяться?
Здесь надо просто сопоставить два
факта. Косое расположение бороз-
ды, голова была склонена к левому
плечу. Лицо трупа, как следует из
протокола осмотра, было обращено
к трубе. При исследовании гипсовой
маски эксперт пришел к выводу: об-
наружено углубление, по размерам
и форме соот вет ствующ ее этой
трубе.
..»12.
Лю бопы тно, как ф абрикует
свои домыслы И. Лысцов:
«На сере-
дине лба. вдавленная борозда длиной
4 см и шириной полтора сантиме-
тра. Размеры треугольного пролома
в лобной части недобросовестный
профессор, конечно, значит ельно
убавил. Д а и саму тяж кую р а н у
казуистически квалифицировал как
«вдавленную борозду». Однако важно
уже то, что это, неизвестное ранее
указание эксперта на смертельное
ранение головы Сергея Есенина ныне
в акте обследования реставрирова-
но»13.
Обратите внимание, читатель,
как незаметно, но уверенно «вдав-
ленная борозда» превращается в
«пролом», затем «тяжкую рану» и,
наконец, в «смертельное ранение
головы Сергея Есенина». Попутно
бросается ничем не подтвержден-
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 21 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 23 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст