П
.
етербуржцы и петербурженки
Николай Яковлевич
Данилевский
и его книга
« Р оссия и Европа»
И . Рау-Данилевская
Красот а есть единст венная духовная
сторона материи - следовательно, красота
есть единственная связь эт их двух основных
начал мира.
Н. Я. Данилевский
2 8
Мало кто знает, что во второй
половине XIX века Н. Я. Дани-
левский развил теорию о куль-
турно-исторических типах. Он сфор-
мировал, по словам Николая Нико-
лаевича Страхова, «.
..новый взгляд
на всю историю человечества, новую
теорию Всеобщей истории.
.. это со-
чинение строго научное, имеющее
целью добыть истину относительно
основных начал, на которых должны
строиться науки истории.
.. Он дал
новую формулу для построения
истории, формулу гораздо более
широкую, чем прежние, и потому, без
всякого сомнения, более справедли-
вую, более научную». В 1869 году на
542 страницах ежемесячного журнала
«Заря» в течение года были напечата-
ны все главы «России и Европы», в
которой Данилевский развил теорию
о культурно-исторических типах.
Эта мысль зародилась в труде
профессора Генриха Рюккерта -
Heinrich Rückert (1823-1875) в
его учебнике всеобщей истории
(Lehrbuch der Weltgeschichte in
organischer Darstellung). В нем, не
вникая в суть идеи, Рюккерт го-
ворил о ней лишь в прибавлении
(Anand) ко всему сочинению в кон-
це второго тома.
«Так как мысль о культурно-
исторических типах внушается сами-
ми фактами истории, то зачатки этой
мысли можно встретить у других пи-
сателей. Но один Н. Я. Данилевский
оценил все значение этой мысли и
развил ее с полной ясностью и стра-
стью», - писал Н. Н. Страхов.
По Данилевскому, совокуп-
ность величин - разные религии,
традиции братских народов, мир
языков, и все то, что ими вы-
ражено, природные богатства,
режим погоды на всех поясах
Земли - и есть общая планета
с пространственной единицей
«культурно-исторических типов».
Она, как самая крупная и верная,
должна встать на место государ-
ства и нации.
Через несколько десятилетий
у русского ученого появились по-
следователи в западноевропей-
ских странах. Творцом теории
«культурно-исторического типа»
остался Н. Я. Данилевский.
С новыми и честными мысля-
ми ученого мировая обществен-
ность познакомилась в 1869 году.
«Настольная книга всех русских»
оказала влияние на мировоззрение
Федора Михайловича Достоевско-
го, о чем он писал в своем «Днев-
нике писателя», вышедшем в свет
через четыре года после «России
и Европы». Достоевский внима-
тельно следил за всем, что печатал
Данилевский, относился к его
творчеству с большим уважением
и ждал его статей, «как голодный
хлеба».
Споры о том, был ли Н. Я. Да-
нилевский славянофилом или нет,
продолжаются по сей день. Мне
лично трудно представить, что мой
прадед с его умом, замечательным
образованием, большим добрым
сердцем мог быть односторонне
мыслящим философом.
.. Он любил
свое Отечество, его простор, родные
традиции, культуру близкого ему
народа и красоту родной природы!
Но это не значит быть славянофи-
лом, как о нем пишут некоторые
исследователи. Он был значительно
больше!
Автор книги «Россия и Европа»
знал, что «всеобщая жизнь еди-
на», что войны, нашествия, рево-
люции уничтожают культуры -
«внутренние сокровища духа».
.. Он
задумывался над этим и, познавая
ценности в жизни других народов,
искал праведные пути в будущее и
строил общий дружный мир. Нико-
лай Яковлевич вникнул в суть того,
как опасен и губителен шовинизм
для многонациональной России,
которой нужны жизнеустойчивость,
равновесие, гармония. Понимая, как
страшно попасть под власть одного
культурно-исторического типа и как
необходимы независимость и согла-
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 27 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 29 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст