П
.
етербуржцы и петербурженки
насильственной смертью мекси-
канский и перуанский тип, или
американский, развиться не успели.
И, наконец, на удобренной по-
чве по общему закону в природе
в естественной системе истории
новым культурно-историческим
типом может стать развивающееся
объединенное славянство. Близкую
и лучше всего прочувствованную
им культуру Данилевский опи-
сал со знанием дела и любовью,
«...изучение начал русской и вообще
славянской жизни - в религиозном,
историческом, поэтическом и бы-
товом отношениях.
..» было сделано
для того, чтобы создать теорию
культурно-исторического типа,
один из которых - славянский.
Кроме самобытных цивилиза-
ций есть гунны, монголы, османы,
которые своими отрицательными
деяниями иногда играют «зажига-
тельную и разрушительную роль».
Ни одна из этих культур «не ода-
рена привилегией» бесконечного раз-
вития, а каждый народ «изживается».
«Народы, как и отдельные личности,
имеют свое рождение и рост, цвете-
ние и увядание; некоторые из них
образуют культурно-исторические
типы, другие остаются всего лишь
как бы этнографическим материалом
истории».
Каждая из них на пути своего
развития, во всех уголках света, в
условиях жары и холода, на протя-
жении тысячелетий в труде и духов-
ной жизни выражаясь по-своему и
оставаясь в своем окружении, всегда
была частичкой всего человечества.
Он изучил ход мыслей человека,
законы развития его характера,
влияние на него климатических
различий и по существу объяснил
особенности и силу всех цивили-
заций, обратив внимание на то, что
каждая из них в отдельности пре-
восходит любой государственный
строй и административное понятие
«национальность».
На основе всех этих знаний,
изучив физическую и политическую
карту мира, Николай Яковлевич
Данилевский создал свою теорию
«культурно-исторического типа».
Он, думая широко и дальнозорко,
новаторски объяснил, что самобыт-
ность исторически сложившихся
групп людей в разных уголках
земли прекрасна своим природным
разнообразием и самостоятельным
даром мышления, а также своей
цивилизацией и обычаями. Уберечь
все это необходимо. Научиться по-
нимать новое, другое проявление
в человеческом обществе полезно
и интересно. Только так, срод-
нившись, близкие по духу, вере и
языку народы смогут сохранить
на Земле мир и облагородить
планету будущего, где Европа -
продолжение Азии или наоборот,
где все разное, но всегда рядом.
..
В своей книге «Россия и Европа»
он писал: «Итак, как можно громче
заявим, что наш край европейский,
европейский, европейский - что
прогресс нам пуще жизни мил, за-
стой пуще смерти противен, - что
нет спасения вне прогрессивной,
европейской, всечеловеческой
цивилизации, - что вне ее нет
прогресса. Утверждать противное
- зловредная ересь.
..»
Данилевский задумался о Рос-
сии, в частности, над тем, почему
«Европа нас своими не признает».
Понимая, что будущее у всех жи-
вущих по соседству стран общее,
ученый изучал науки, сравнивал
культуры и нашел гуманный вы-
ход, создав новую, справедливую
формулу жизни для всех.
В объединенном славянстве и,
наконец, в эгоизме государственной
политики России он видел путь
для самозащиты и утверждения
славянской культуры среди других
культур, потому что личные инте-
ресы каждой в отдельности страны -
движущая сила, без которой не может
быть развития. Н. Я. Данилевский в
геополитической книге «Россия и
Европа» обосновал и описал новую
систему взглядов в исторической
науке, и тем самым на ее страницах по
христиански посеял любовь и мир, на-
шел замечательный путь дружеских,
взаимовыгодных отношений среди
людей, где каждый человек, не мешая
другим, оставался самим собой.
В его добрых думах выражены
человеколюбие, взаимопонимание.
Эти могучие мысли он объяснил в то
время, когда понятие «геополитика»
в международной жизни общества
не упоминалось.
Кстати, прадед мой видел сход-
ство в облике славянских племен с
германо-романскими. А в детях его
текла французская и немецкая кровь,
во внучках - еще и итальянская.
Биография его потомков —
од-
на из первых глав новой герма-
но-романо-славянской истории на
единой Земле. Она начала свою
жизнь в книге Н. Я. Данилевского
«Россия и Европа» давным-давно,
но об этом знают пока немногие.
Задумываюсь над жизнью двух
чудотворцев в славянской культуре:
Николая Данилевского, создавшего
теорию «Культурно-исторического
типа», и польского астронома Нико-
лая Коперника, доказавшего враще-
ние Земли вокруг Солнца. Оба были
наказаны за научную честность и
ум! Первого, по примеру Сальери, на
100 лет задвинули в шкаф, второго - на
200 лет запретили католики.
3 0
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 29 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 31 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст