Н
еизвестное об известном
Когда искафается
^^^^Ш О рН Я
Колонна танков на площади у Зимнего дворца.
Октябрь 1942 г.
И . И . Лисаевич
Когда началась война, мне было
12 лет: возраст, переходный от
детства к юности. И вместе с тем у
этого возраста есть некие особен-
ности, которые неоценимы: спо-
собность, может быть чего-то еще
не понимая, «фотографировать»
события, ощущать настроение вре-
мени, чувствовать состояние своих
современников. «Проявляется» же
полученное в детстве позже, и тогда,
совмещаясь, чувства и разум дают
«картину» исторических периодов
прошлого на всю жизнь. Узнав, что
готовится показ телевизионного
сериала «Ленинград», я испытала
двойственное чувство: с одной
стороны - интерес, с другой - опа-
сения. И все-таки пересилил инте-
рес, тем более что как-то, опять же
по телевидению, я услышала, что
одна из блокадниц проплакала, по ее
словам, весь фильм. Некоторые мои
приятельницы с тех пор, дети бло-
кады, смотреть не хотели: слишком
страшно и небезопасно для больных
сердец и душ возвращаться в это
прошлое. Я же решилась! Теперь,
когда позади осталась уже немалая
жизнь с той незабвенной поры,
могу совместить детские «фото-
графии» памяти, чувства и трезвый
ум пожилого человека. И выводы
мои относительно просмотренного
мной фильма - слишком далеки от
положительных.
..
Название фильма - сериал
«Ленинград» совсем не ориентирует
зрителя на фильм о блокаде. В за-
блуждение вводит и то, о чем, как
мне сказали, указывали создатели
фильма (трудились они 900 дней
- исторический период Блокады).
Но.
.. блокады в фильме не было.
Впрочем, наверное, и ожидать, что
эта героическая и трагическая эпо-
пея могла «уложиться» в 4 серии по
50 минут каждая, - невозможно. В
фильме нет ни начала блокады, ни ее
конца. Что же есть? Есть вырванный
из нее кусок - подготовка Дороги
жизни по Ладоге вне времени, есть
эпизод ранней атаки крохотной
группы солдат и добровольцев в
штатском (кстати, жуткая по бес-
человечности сцена), когда мили-
ционер Нина с душераздирающими
криками выпихивает из окопа пожи-
лого «гражданского» интеллигента
в очках, к тому же безоружного.
Такие же душераздирающие крики
издавал и «комиссар» (наверное,
из органов НКВД); ведь известно,
что они подгоняли в атаку и уни-
чтожали задержавшихся.
.. И эти
истошные крики на глазах у при-
ближавшихся фашистов! А затем
совершенно натуралистические
(крупным планом) уколы штыками!
Ну, просто «кинострасти» нашего
времени. Для линии сюжета была
выбрана английская журналистка,
то говорившая лишь по-английски,
а то на прекрасном русском языке.
К тому же, вполне по современным
сюжетам, - она была еще и русского
происхождения.
.. Да кто же пустил
бы ее в Ленинград с липовой пе-
чатью на фальшивом документе в
ту пору! Своих-то придуманных
«шпионов» выселяли, а то просто
уничтожали. Так исчезли в самом
начале войны и некоторые наши
знакомые, чудом пережившие ре-
прессии 1930-х годов. Да и в конце
фильма вновь какие-то английские
журналисты и в Ленинграде, и даже
в Смольном. Получился детектив в
духе нашего времени! А истерия с
падающей бомбой с надписью «са-
хар», и группа женщин деревенского
вида с интересом ее разглядывают,
пока она не взорвалась. Еще рабо-
тающий механизм бомбы показы-
вают крупным планом! Помню, как
осенью 1941 года, в самом начале
блокады, неподалеку от нашего дома
на Петроградской средь бела дня,
3 3
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 32 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 34 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст