Н
еизвестное об известном
3 4
еще без объявления тревоги, упала
огромная бомба и, к счастью, не взор-
валась - территорию оцепили тут же.
Кстати сказать, сформированные в
городе группы МПВО, чаще всего
из девушек, прекрасно выполняли
свой гражданский долг и тоже уми-
рали от голода и бомбежек. Они, с
противогазами через плечо, даже
не показаны в фильме. А вот писто-
лет у пояса Нины, которым она не
раз бравирует в фильме, - тоже
пример современного детектива.
К слову: у жителей города, как
правило, не было ни телогреек, ни
теплых платков, ни валенок. Мама
моя, врач, бегала вечером в «щели»
(именно тогда начинались бомбеж-
ки) в парк Ленина, где стояли сани-
тарные машины, в фетровых боти-
ках, перчатках и легкой шляпе.»Тип
ленинградского жителя блокады
был совсем другой - и лица, и одеж-
да. Сегодня часто и справедливо
говорят об утрате петербургской и
ленинградской генетики и.
.. языка.
Все это еще было в блокадное вре-
мя, но ушло в те трагические годы
в землю братских могил. Наверное,
сегодня трудно вернуть ушедшие
«образы» и времени, и людей.
Смотря фильм, не понимаешь,
когда же началась Дорога жизни,
ведь эта история нужна и в ху-
дожественном фильме. Впрочем,
художественный ли он? Хочется
вспомнить замечательный фильм
послевоенного времени - «Жила-
была девочка». Лучше бы его пока-
зали - пользы было бы больше, да
и затрат меньше. Впрочем, деньги в
создании фильмов и их роль в на-
шей жизни сегодня - особая тема, и
я ее не касаюсь. Слишком больно.
Мельком показаны размеры
выдаваемого хлеба - его внешний
вид тоже совсем не похож на тот,
блокадный. А когда же началась
блокада и почему город оказался в
таком положении - без продуктов?
Хоть как-то сказать об этом, ну хоть
словами кого-то из «героев». Уж
если названо имя А. А. Жданова и
показан он, тоже довольно странно,
почему же все остальные работав-
шие в Смольном безымянные? А
ведь были люди, руководившие
обороной города и его жизнью в
блокаду, уничтоженные в 1950 году
по сфабрикованному «Ленинград-
скому делу» (Кузнецов, Попков,
Капустин и др.), был уничтожен
тогда и Музей обороны Ленинграда
с уникальными документами. Впро-
чем, это особая тема послеблокад-
ной трагедии.
Совершенно детективная исто-
рия с поисками специалиста, ко-
торый мог бы указать, где можно
проложить дорогу по льду Ладож-
ского озера. Опять детективные
убийства то ли в Петергофе, то ли в
Гатчине - никаких признаков этих
известных мест нет. Кстати сказать:
под одним из кадров подпись - Пе-
тергофский дворец, который был
занят фашистами. Но это здание
- совсем не Петергофский дворец,
а какой-то бывший усадебный дом
с колоннами. Наконец, сценаристы
использовали для «расположения»
фашистов Елагин дворец - хорошо
всеми узнаваем известный лев, часть
великолепной решетки и Масляный
луг перед дворцом со служебными
постройками. И фашистский флаг
как некое злое пророчество над
входом в Елагин дворец, который
фашистами был разрушен и вос-
становлен нашими талантливыми
реставраторами. Сегодня там ве-
ликолепный музей. Неужели по-
становщики думают, что никто из
смотрящих фильм не узнает архи-
тектурные шедевры нашего города?
Какое-то удивительное неуважение
и к сегодняшним жителям, многие
из которых хорошо знают город и
его уникальные памятники. А те
из приезжих, которые побывали в
Петербурге на экскурсиях, знающие
Елагин дворец, и наши школьники,
которые бывают там часто, будут
крайне удивлены тем, что фашисты
в блокадном городе располагались
во дворце на Елагином острове.
Наконец, сравнение чисто «пси-
хологического» состояния «героев»
фильма и ленинградцев в блокаду,
контраст разительный: - сумас-
шедшая нервозность, крики, почти
постоянно срывающийся голос
Нины - и внутренняя собранность,
сосредоточенность и отсутствие
внешних сильных чувств у ре-
альных блокадников. Помню, как
словно траурная процессия, молча,
еле передвигая ногами, шли по за-
снеженному Кировскому проспек-
ту дети на елку в педагогический
институт Покровского. Были даже
елки на 1942 год в некоторых райо-
нах, были и подарки.
.. Было всякое -
и страшное, и трагическое, но было
и добро, которое спасало. В фильме
же самым добрым человеком оказы-
вается англичанка Катя.
А уж мытье, которое устроила
Нина, раздевшись до пояса, - и
мыло, теплая вода, и обнаженная
героиня. Что вы, постановщики, что
вы?! Спросили бы у еще оставшихся
в живых блокадных детей - они по-
следние свидетели, тоже доживаю-
щие свой век. Мы часто спохватыва-
емся тогда, когда уж нет свидетелей.
Пока они еще есть в здравом уме и
трезвой памяти. В титрах к фильму
даже историко-научные консуль-
танты не значатся. Удивительная
самоуверенность! А уж красящая
губы Нина перед тем, как «отдаться»
краснощекому, крепкому «коллеге»
по службе в милиции.
.. В блокадном
городе были совершенно стерты и
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 33 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 35 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст