Н
еизвестное об известном
Площадь Восстания и вид на проспект 25 Октября.
Фото Э. Хаикина и А. Сэккэ. Начало 1930-х гг.
В то время я работал в Глав-
ном архитектурно-планировочном
управлении. Помню, в день Совет-
ской армии, 23 февраля, Александр
Иванович поручил мне разработать
эскизы обелиска, поскольку он и сам
давно думал об этом. Эта тема была
мне близка - мой отец всю войну
проработал в Ленинграде, он рас-
сказывал, что из окон штаба было
видно, как раскачивалась А л ек-
сандровская колонна, когда бомбы
падали на Дворцовую площадь.
Именно раскачивалась, а потом
опять становилась на свое место. Я
сейчас думаю, что, может быть, эти
воспоминания повлияли на мой
интерес к монументам.
Композиционные поиски над
эскизами «Девятого обелиска», как
мы его называли между собой, на-
чались в конце февраля 1983 года.
В то время нам уже было от чего
отталкиваться и с чем сравнивать:
грандиозные обелиски стояли в
М инске и Киеве, величественные
стелы, посвящ енные советским
воинам, украш али центральные
площади Вены, Будапешта и Бра-
тиславы. В архивах сохранились
работы ленинградских архитекто-
ров, которые начали проектировать
монументы победы еще в январе
1942 года. Александр Иванович
показывал фотографии мемориала,
посвящ енного револю ционны м
событиям на Кубе, который он раз-
рабатывал в семидесятые годы.
В работе нужно было учесть и
те традиции, которые сложились
в проектировании монументов у
нас в городе. Это Румянцевский и
Кагульский обелиски, Александров-
ская и Чесменская колонны, стела
на месте дуэли Пушкина и высокая
вертикаль мемориала «Защитникам
Ленинграда» на площади Победы.
Задача состояла в том, чтобы
этот обелиск создавал в центре горо-
да место, где сознание горожанина
могло бы переключиться от много-
людной сутолоки и городского шума
к чему-то другому. Чтобы хоть на
мгновение человек вспомнил тех,
кто жил на свете до нас, о том, что
были в нашем городе самые трагиче-
ские за всю его трехсотлетнюю исто-
рию 900 дней блокады. М ы хотели
сделать обелиск как благодарность
ленинградцам, которые приняли на
себя удар во время войны.
Многие районные руководите-
ли стали предлагать площади для
установки монумента, все были за-
интересованы, чтобы такой важный
объект стоял в их районе. Поэтому
поначалу площадь Восстания была
лишь одним из вариантов.
Еще до 1983 года периодически
вставал вопрос о реорганизации
всей территории перед Московским
вокзалом. Говорили о том, что здесь
необходима заметная точка, которая
подчеркнула бы ось Невского про-
спекта и организовала довольно
большое пространство. Думали,
как сократить размеры сквера, ко-
торый сдерживал автомобильные
потоки. В декабре 1982 года в цен-
тре площади Восстания соорудили
скомпонованную мной временную
декоративную установку высотой
около 12 м, которая простояла до
1985 года. Но и ее размеры тоже нам
показались явно недостаточными.
До того я проектировал для
Сибири и Байкало-Амурской ма-
гистрали, делал конкурсный проект
монумента Победы на Поклонную
гору в Москве, вместе с А. И. Алы -
мовы м разрабатывал комплекс
«Деревянны е кони» на родине
Федора Абрамова, «Ржевский ко-
ридор» и другие мемориальные
объекты. В пространстве города,
среди сложившейся исторической
застройки нуж но было решать
много новых сложных задач. В этом
мне помогали своими советами
художник-архитектор Александр
Данилович Левенков, с которым
меня связывала давняя дружба, и
архитектор Е. М. Седов, а академи-
ки И. И. Ф омин и Г. Н. Булдаков
доброжелательно корректировали
нашу работу во время официальных
обсуждений.
Постепенно, по мере продви-
жения эскизного проекта, у руко-
водителей города сформировалась
уверенность, что обелиск должен
стоять именно на площади Восста-
ния и не только по композиционным
соображениям. Еще Н. В. Гоголь
писал в своих «Арабесках», что если
мы хотим доставить удовольствие
взорам «.
..пусть на одной и той же
улице возвышается. и круглая ко-
лонна, и
угловатый обелиск*».
Московский вокзал - это «глав-
ные железнодорожные ворота горо-
да». С этого вокзала летом 1941 года
уходили поезда с эвакуированными
детьми, с этого места «летучки»
доставляли боеприпасы на линию
фронта, который доходил в 1942 году
до Колпина. На этой площади стоя-
ли ДОТы, а Ольга Берггольц в своих
стихах писала тогда, как здесь будут
встречать ленинградцев-воинов по-
сле Победы.
С 1945 года эта площадь за-
думы валась как мемориальная
зона, отраж аю щ ая героическое
прошлое нашего города, это по-
казано в художественном образе
станции метрополитена «Площадь
Восстания», открытой в 1955 году
(одним из ее авторов был арх.
И. И. Ф омин).
* Курсив автора.
37
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 36 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 38 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст