Н
еизвестное об известном
Михаилом Константиновичем
Аникушиным и Веньямином Бор.
Пинчуком, которые приходили к
нам в мастерскую и смотрели про-
ектные предложения.
Аникушин в то время работал
над памятником Чехову, а Пинчук
согласился руководить творческой
работой скульпторов и предло-
жил подключить более молодых -
В. Д. Свешникова и Б. А. Петрова,
которые в то время заканчивали
памятник Ломоносову.
Примерно в то же время, как
я помню, к скульптурной работе
подключились А. С. Чаркин и
A. А. Виноградов. В марте 1983 года
B. Б. Пинчук, которому в то время
было 75 лет, от руководства груп-
пой, как мне казалось, постепенно
отошел и всю работу полностью
передал молодым.
В руководстве города нам объ-
яснили, что денег на сооружение
будет выделено немного, к тому же
сроки ограничены; поэтому на по-
следних эскизах вместо скульптур и
большой мемориальной зоны оста-
лись только геральдическая ком-
позиция и медальоны-горельефы с
изображением этапов военных лет
в Ленинграде.
Архитектурная работа над про-
ектированием монумента продол-
жалась. Сечение обелиска, которое
поначалу было квадратным, к 84-му
году стало пятиугольным. Такой
обелиск более гармонично выгля-
дел на трапециевидной площади. К
окончанию проектирования сече-
ние верхней основной части стало
в форме пятиконечной звезды, то
есть десятигранным. Такая форма
создавала дополнительные свето-
вые эффекты, что особенно важно
для серого гранита карьера «Воз-
рождение», из которого решено
было вырубить монолит. При такой
огранке он становился более замет-
ным на фоне ленинградского неба.
Пятиконечная звезда, завершаю-
щая монумент, как и венок вокруг
композиции, тоже появились после
долгих поисков.
Поначалу как-то не находился
образ завершения. То казалось, что
он должен заканчиваться, как клас-
сический обелиск, то появлялась
объемная геральдическая компози-
ция. Но вот в конце 1983 года вышел
кинофильм «Детский сад», где рас-
сказывалось о войне. На первых ка-
драх молодой красноармеец покры-
вал кремлевскую звезду защитным
маскировочным чехлом, а в конце
фильма этот же парень сбрасывал
брезент, и на фоне голубого неба за-
горались рубиновые грани. Кстати,
может быть, не все знают, что автор
звезд на кремлевских башнях заме-
чательный театральный художник
Федор Федорович Федоровский.
По положению о городах-героях
Золотая Звезда должна обязательно
входить в композицию монумента.
Мы долго искали ей место, и вот оно
определилось. Точно так же укрепля-
ли фанерную звездочку на скромных
солдатских обелисках. В этом нет ни-
чего нового. А нам и хотелось, чтобы
монумент выглядел так, как будто его
сформировало Время и ленинградцы,
пережившие войну.
Еще Константин Андреевич
Тон, автор Московского вокзала,
говорил, что проектировать мону-
ментальные сооружения нужно
в таком стиле, «который больше
приличен сущности дела», и худож-
никам незачем здесь показывать
свои амбиции, что главным в про-
ектировании является тот, к кому
обращено произведение. В 1982 году
вышла монография Т А. Славиной
об архитекторе, и эта книга тоже
помогла в работе.
Я бы сказал так, слова Тона убеди-
ли тех, кто не принимал классическо-
го «традиционного» решения обели-
ска и кому хотелось видеть в проекте
что-то «современно-оригинальное»,
а по существу - современное на тот
теперь уже далекий 83-й год.
Очень способствовал делу боль-
шой организационный опыт Алек-
сандра Ивановича Алымова. Еще в
1943 году герой Сталинграда лейте-
Композиционные варианты.
1983 г. Уголь
39
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 38 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 40 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст