Р ед а к ц и я ж у р н а ла и авт ор б ла го д а р ят О льгу В и к т о р о вн у Т о м илину (Ч ер о к о ву)
за к о н су льт а ц и и при подгот овке ст ат ьи и п р ед о ст а влен н ы е ф от ограф ии сем ейного а р хи ва ,
кот оры е п у б л и к у ю т с я впервы е.
Командующий
Ладофской военной флотилией в годы
Великой О
т
ечественной войны
В .
С.
Чероков
К 100-летию со дня рождения
С.
А. Морозов
лужилый Петербург
Команда IV спецкурса ВМУ им. М. В. Фрунзе, занявшая I место на первенство
училища. Виктор Чероков во втором ряду первый слева.
1929г.
Виктору Сергеевичу Черокову
(1907-1995), вице-адмиралу, орде-
ноносцу, командиру отряда кораблей
на реке Неве, командующему Крас-
нознаменной Ладожской военной
флотилией, командующему Рижским
морским оборонительным районом в
годы Великой Отечественной войны,
в послевоенное время - командиру
Рижской военно-морской базы,
командующему Военно-морским
флотом Польской Народной Респу-
блики, командующему Беломорской
и Восточно-Балтийской флотилий,
начальнику штаба - первому замести-
телю командующего 4-го Балтийского
флота, начальнику военно-морского
факультета и кафедры оперативно-
го искусства ВМФ Высшей воен-
ной академии Генерального штаба,
23 ноября 2007 года исполнилось
100
лет со дня рождения.
В жизни В. С. Черокова, цели-
ком отданной службе Отечеству,
самым значимым стало командова-
ние Ладожской военной флотилией
в годы Великой Отечественной
войны. Командующим Ладожской
флотилией В. С. Чероков был
практически весь период блокады
Ленинграда, за исключением одного
месяца и нескольких дней. Личный
вклад в святое дело обороны города
на Неве командующего В. С. Черо-
кова велик, он смог за кратчайшее
время блестяще организовать герои-
ческую деятельность флотилии.
Вклад Ладожской военной
флотилии в битву за Ленинград зна-
чителен. Из осажденного города на
кораблях и судах Ладожской фло-
тилии и Северо-Западного речного
пароходства были вывезены, спасе-
ны 1 миллион 71 тысяча человек, в
основном гражданское население, а
также раненые военнослужащие. Из
Ленинграда моряки вывезли свы-
ше 308 тысяч тонн стратегических
грузов. В город за период блокады
корабли и суда доставили 311 тысяч
800 человек, это были в основном
солдаты, матросы, офицеры, и
свыше 1 миллиона 105 тысяч тонн
грузов1. Перевозки по воде были уни-
кальные: в Ленинград - платформы с
танками, орудиями; из осажденного
города - паровозы и подводные лод-
ки. Большинство перевозок было
проведено под массированными
ударами фашистской авиации, не
щадившей мирное население, на-
ходившееся на судах.
Ладожское озеро при непогоде
крайне опасно для судоходства, и
для плавания по нему в штормовой
обстановке нужно быть высоко-
профессиональными судоводите-
лями и моряками. Самой сложной
была первая навигация, когда
создавалась система организации
перевозок и их боевое охранение.
В составе Ладожской флотилии
осенью 1941 года было два диви-
зиона канонерских лодок (по три
корабля в каждом), дивизион сто-
рожевых кораблей (два корабля)
и отряд транспортов (пять судов).
В охране водного района - диви-
зион сторожевых катеров (восемь
«морских охотников» и два броне-
катера), дивизион тральщиков из
16 вымпелов и 27 малых кораблей
разных типов.
47
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 46 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 48 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст