узеи Петербурга
В этой библиотеке постоянно
организуются фестивали, посвя-
щенные разным праздникам, ли-
тературные игры, концерты, уроки
этикета, заседания Блеф-клуба и
другие интересные мероприятия.
В музее-библиотеке
«Книга блокадного города
»:
- ежегодная конференция «Юное
поколение X X I века: история Ленин-
града в истории Санкт-Петербурга».
В конференции принимают участие
школьники;
- тематические кинопоказы с уча-
стием историков-консультантов в ки-
нозале читального зала. В тесном со-
трудничестве с музеем-библиотекой
было создано два документальных
фильма «Тайны блокадного города»,
«Синемафонии Седьмой симфонии
Шостаковича», которые демонстри-
ровались на канале РТР, а также в
Германии, Англии, Франции и по-
лучили большой резонанс.
В музее-библиотеке
«От Рыбацкой слободы
до современного Рыбацкого»:
- тематические экскурсии -
«История Рыбацкой библиотеки»,
«Откуда есть пошло село Рыбац-
кое», «Коренные жители Рыбац-
кого», «Род Чирковых», «Велико-
русский оркестр села Рыбацкого»,
«Ш кола № 333», «Война в Рыбац-
ком», «Писатели Рыбацкого».
Эта библиотека-музей ведет
активную работу с коренными жите-
лями Рыбацкого, работает со всеми
школами и некоторыми детскими
садами Рыбацкого. С 1 сентября
2001 года работники библиотеки
стали проводить пешеходные экс-
курсии по Рыбацкому;
- творческие бенефисы чита-
телей;
- поэтические турниры писателей
левого и правого берегов Невы и др.
Таким образом, комбинирован-
ные учреждения культуры играют
весомую роль в ф ормировании
культурного слоя своих районов
обслуживания.
Очевидно, что создание музея в
библиотеке требует огромных усилий
со стороны библиотекарей и читате-
лей. Любому музею-библиотеке важ-
но расширять формы деятельности:
проводить фестивали, праздники,
конкурсы, конференции и т. д., вплот-
ную работать со С М И . Но главное на-
значение музея-библиотеки - работа
с книгой. С помощью любой книги
можно провести культурно-досуговое
мероприятие, показать тематический
фильм, провести лекции. В музее мож-
но устраивать встречи с известными
людьми, театральные представления.
Экскурсии для младших и средних
школьников целесообразнее перево-
дить в игровую форму, например, про-
водить блиц-конкурсы с обязательным
награждением победителя книгой.
Инновационный процесс в му-
зеях видится в расширении работы
с различными группами читателей.
Внедряя в образовательный процесс
все новые и новые методы работы с
посетителями, проверяя их эффек-
тивность, можно оставить все то луч-
шее, что способствует образованию
читателей. Необходимо разрабаты-
вать образовательные программы с
учетом их психологических особен-
ностей. Привлечение специалистов,
например психологов и педагогов,
приведет к более эффективной ра-
боте с читателями и к повышению
статуса музея-библиотеки.
Проблемной зоной деятельно-
сти музеев в библиотеках является
организация музейных экспозиций.
П ри чина этого кроется, прежде
всего, в отсутствии методических
разработок, которые раскрывали бы
тонкости работы с предметами му-
зейного значения с учетом специфи-
ки библиотеки.
Ш ирота спектра деятельности
показывает, что музеи-библиотеки
осуществляют более значимые функ-
ции, чем другие подобные учрежде-
ния культуры. М ожно сказать, что
они заняли позиции информационно-
культурных центров, которые актив-
но развиваются и предлагают поль-
зователю множество интересных
программ. Уделяется повышенное
внимание индивидуальным запро-
сам, что способствует преобразова-
нию традиционных форм работы с
посетителями музея-библиотеки.
Постепенно ф ормируется новый
тип учреж дения культуры , где
доминирует персонализация взаи-
модействия с посетителями, рас-
крывается его эмоциональный и
умственный потенциал.
Таким образом, изучение фе-
номена библиотечного музея при-
водит к выводу о том, что это явле-
ние - соединение двух разных по
содержанию фондов, организации
деятельности, учреждений в единую
органичную структуру - вполне
закономерно, поскольку и музей,
и библиотека выполняют общие
ф ункции - просветительскую ,
досуговую, мемориальную. Они
имеют также некоторые общие
формы работы с посетителями - в
сфере раскрытия и представления
своих фондов, их обработки и др.
Наконец, эти учреждения относят-
ся к социально-культурной сфере
и традиционно находятся рядом в
государственной бюджетной клас-
сификации.
Нельзя не отметить также, что
в основе любого музея-библиотеки
лежит книга. В зависимости от
направленности музея книга либо
сама является бесценным экспо-
натом, либо раскрывает сущность
другого музейного предмета; до-
суговая деятельность является
приоритетным и перспективным
направлением взаимодействия
м узея-библиотеки с посетите-
лем; деятельность большинства
м узеев-библиотек вы ходит за
рамки этих учреждений культуры,
и они приобретают более высокий
статус, становясь информационно-
культурными центрами.
Это перспективное направле-
ние социально-культурного обслу-
живания населения необходимо
активно изучать и развивать. Оно
требует привлечения внимания
ученых и специалистов-практиков
музейного и библиотечного дела.
1
Николай Федоров [Электронный ресурс] / / http://www.cheremushky.ru/museum_
£ебогоу_абблМт1
2
Абрамова Т. А. Создается литературный музей поэта / / Остров: лит.-худож. альм.
СПб., 2000. Вып. 9. С. 11-14.
3 Абрамова Т. А. Библиотека имени Николая Рубцова в Санкт-Петербурге как центр
формирования духовных и патриотических начал / / Материалы 11-й Международной
конференции «Библиотеки в меняющемся мире.
..»: Мультимедийное изд. Судак, 2004.
4 Колосова С. Г. Несколько строк о жизни одной библиотеки / / Война и блокада
(к 60-летию начала Великой Отечественной войны): Материалы междунар. науч.-практ.
конф. 15.05.01. СПб., 2001. С. 119-125.
5 Громова О. Не памятник выживанию, а место, где жили. Книги в блокадном городе
- как это было? / / Библиотека в школе. 2000. № 5 (29). С. 3.
6 Рыбацкая слобода: Лит. и ист.-краев. альм. / Ред.-сост. Е. А. Попов. СПб., 1995.
Вып. 1. 68 с.: ил.; Там же. 2000. Вып. 2. 72 с.: ил.
7 Перхальская Н. В. Не оборвется связь времен / / Библиотека. 2003. № 6. С. 76-78.
5
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 4 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 6 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст