С
лужилый Петербург
царствования приложил много
усилий для поднятия в стране на
надлежащий уровень финансов, на-
циональной индустрии и экономи-
ки, что содействовало укреплению
материально-технической базы для
строительства качественно нового
военно-морского флота. Поднял
на новый уровень необходимое в
индустриальной стране техническое
образование (особенно начальное и
среднее). Определил приоритетные
направления в военном строитель-
стве и осуществил совершенствова-
ние организации военно-морского
флота. В 1885 году провел военную
реформу.
Флот великий князь Александр
Александрович знал не понаслыш-
ке. Воспитываясь вместе с бра-
тьями, он с детства был приучен к
военному распорядку, где все было
регламентировано и расписано
почти до мелочей. В распоряжении
детей была специально подобранная
библиотека, наглядные пособия,
образцы оружия, модели кораблей,
карты, глобусы и гимнастические
снаряды. Братья часто посещали
«Корабельную комнату» Зимнего
дворца, созданную еще для великого
князя генерал-адмирала Констан-
тина Николаевича и специально
оборудованную для изучения фло-
та, где проводили много времени.
Здесь было все, что требовалось
для воспитания будущих военных
моряков. Получая образование,
Александр научился читать кора-
блестроительные чертежи, стал
разбираться в тонкостях парусного
судовождения.
Под наблюдением инженер-
механиков изучил работу паровых
двигателей, устанавливаемых на
строящихся судах, что позволило
ему самому управлять собственны-
ми яхтами и катерами. Он хорошо
ориентировался в море, заливе и
финских шхерах. Читал морские
карты, знал географию, гидрогра-
фию и навигацию, что давало ему
возможность в отдельных случаях,
самостоятельно, одному, без кочега-
ра и матроса, управлять построен-
ным для него на верфи города Каусе
(Англия) паровым катером «Даг-
мар» (1870), названным так в честь
его жены, великой княгини Марии
Федоровны, датской принцессы.
В 1873 и 1874 годах для его
высочества в Англии на верфях
города Гулля были заказаны для
постройки две яхты, «Славянка» и
«Царевна», чертежи для которых
он утверждал сам, приезжая в Ан-
глию. Таким образом, школу основ
военно-морского дела государь
наследник цесаревич Александр
Александрович прошел полностью
и без каких-либо осложнений.
Поражение в Крымской войне
(1853-1856) лишило Россию воз-
можности иметь военный флот на
Черном море, что привело к упадку
расположенной на юге России су-
достроительной промышленности.
Это отрицательно сказалось на
результатах русско-турецкой войны
1877-1878 годов. Подписанный
Россией в феврале 1878 года Сан-
Стефанский мирный договор с
Турцией вызвал недовольство Ве-
ликобритании. «Владычица морей»,
введя в Мраморное море мощную
эскадру, добилась его пересмотра,
фактически лишив русских плодов
своей военной победы. Военно-
морская демонстрация Англии
и неспособность отечественного
флота защитить интересы стра-
ны вызвали большой резонанс в
российском обществе, болезненно
переживавшем ущемление своих
национальных интересов. Эти во-
просы неоднократно поднимались
на заседаниях Государственного
совета, по ним готовились пред-
ложения в Морском ведомстве,
военные моряки высказывали свои
предложения на страницах морских
журналов и газет.
В обстановке патриотического
подъема московское Императорское
общество для содействия русскому
торговому мореходству, учреж-
денное в 1873 году, обратилось к
жителям России с призывом начать
сбор пожертвований для закупки
за рубежом быстроходных судов.
Эти суда в случае войны в короткое
время могли быть переоборудованы
во вспомогательные крейсеры, воен-
ные транспорты или госпитальные
суда. В мирное же время они могли
эксплуатироваться под коммерче-
ским флагом специально созданного
Добровольного флота. Инициатива
москвичей буквально всколыхнула
Россию. В марте 1878 года во «вто-
рой столице» учредили Главный
комитет для сбора пожертвований
на приобретение морских судов
Добровольного флота под предсе-
дательством московского генерал-
губернатора В. А. Долгорукова3.
В апреле 1878 года был учреж-
ден Комитет по устройству Добро-
вольного флота во главе с наследни-
ком русского престола - будущим
императором Александром Ш. За
несколько недель на финансовый
счет Добровольного флота было
собрано более двух миллионов
рублей. Больше всего на эти цели
пожертвовала Москва. Деньги пош-
ли на закупку в Германии четырех
быстроходных пароходов. Первыми
судами компании стали - «Рос-
сия», «Петербург», «Москва» и
«Нижний Новгород». Пароход
«Москва» получил свое имя в знак
признания заслуг москвичей при
сборе пожертвований. В созданных
по всей стране комитетах для сбора
пожертвований принимались день-
ги от представителей всех сословий:
дипломатов и военных, учителей
и священнослужителей, купцов и
крестьян. Пожертвования шли не
только деньгами, но и орденами и
драгоценностями. 13 июля цесаре-
вич Александр выразил благодар-
ность московским жертвователям
за сбор средств на устройство До-
бровольного флота. В своем письме
московскому генерал-губернатору
он писал: «.
..Успех этого сбора
свидетельствует о том сочувствии,
которым встречена была всеми со-
словиями патриотическая мысль,
возникшая в Москве. Радуясь от
души этому успеху, прошу пере-
дать жертвователям сердечную мою
признательность за усердие к столь
полезному для Отечества делу»4.
Вступив на престол, Алек-
сандр III за короткий срок провел
ряд преобразований в военной об-
ласти. Преобразования сводились к
следующему: «Сухопутные войска
были сведены в однообразные по
структуре корпуса и размещены в
основном в приграничных округах»5.
Управление округов строилось так,
что в случае войны они разверты-
вались в действующие армии. За-
пасные военные кадры ежегодно
проходили переподготовку в войсках
на месячных сборах. Были изданы и
внедрялись в жизнь новые уставы.
Ввели воинскую повинность на Кав-
казе, провели изменения в казачьих
войсках - создали новые округа,
открыли для обучения Донской
кадетский корпус и Новочеркасское
военное училище.
К началу царствования Алексан-
дра III западные крепости России
53
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 52 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 54 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст