С
лужилый Петербург
54
были в основном уже построены. Но
в целях укрепления их мощи были
проведены работы по строительству
новых оборонительных рубежей,
усилению передовых укреплений и
укреплению фортов первой линии
западных крепостей - Варшавской,
Новогеоргиевской, Ивангород-
ской, и второй линии западных
крепостей - Динамюнде (Усть-
Двинск), Ковно, Брест-Литовск.
Крепость Осовец построили в
годы царствования Александра III
(1882-1887). Западные крепости
России к 1894 году обладали мощ-
ным артиллерийским вооружением,
а наши крепостные орудия (образца
1877 года) до 1894 года не уступали
по своим характеристикам лучшим
зарубежным образцам. Оценивая
тот период, Фридрих Энгельс писал:
«Русские, в особенности после 1831
года, сделали то, что упустили сде-
лать их предшественники. Модлин
(Новогеоргиевск), Варшава, Иван-
город, Брест-Литовск образуют
целую систему крепостей, которая,
по сочетанию своих стратегических
возможностей, является единствен-
ной в мире»6.
К концу 1890-х годов улуч-
шалось материальное положение
офицерского состава при помощи
усиления окладов жалованья и
введения различных льгот (при по-
купке билетов на железных дорогах,
в театрах и т. п.) В офицерской среде
«заботливо насаждался дух касты
с особым кодексом нравственных
и житейских правил». Для обучав-
шихся в военных учебных заведени-
ях была изменена воспитательная
система, военные гимназии преоб-
разовали в кадетские корпуса. На
новом уровне проявлялась забота
о военном профессиональном об-
разовании для возрастающих нужд
армии и флота.
В царствование Александра III
новый импульс приобрело строи-
тельство железных дорог, которые
тщательным образом стали при-
спосабливаться к военным целям,
то есть им придали значение стра-
тегических. Развивая внешние
политические и экономические
взгляды, устремленные на восток,
правительство стремилось освоить
приморские территории Дальнего
Востока, что выразилось в гранди-
озной идее построения сквозной
железной дороги через всю Сибирь
к портам Тихого океана. Особое
Император Александр III ,
императрица
Мария Федоровна
и великий князь Георгий
Александрович на борту яхты.
1892 г.
значение приобрело строительство
Восточно-Сибирской магистрали,
в конечном итоге соединившей
промышленный центр России с
Дальним Востоком. В начале 1890
года образовался особый комитет
по постройке Сибирской железной
дороги, в котором наследник цеса-
ревич Николай Александрович был
назначен председателем. Строи-
тельство и эксплуатация железной
дороги в последующем существенно
отразились на развитии материаль-
ной и технической базы флота на
Тихом океане и дальневосточного
региона в целом.
В военно-морском флоте были
проведены преобразования, на кото-
рых необходимо остановиться более
подробно.
После вступления на престол
Александру III пришлось само-
стоятельно и взвешенно оценивать
обстановку после русско-турецкой
войны. Важнейшей общегосудар-
ственной задачей в то время счи-
талось улучшение российских
финансов, оказавшихся сильно
поколебленными в результате по-
следней войны с Турцией. Словами,
определявшими деятельность новой
государственной администрации,
сформулированными и неоднократ-
но повторявшимися самим Алек-
сандром III, были «честность и
бережливость». В государстве был
объявлен режим экономии. В то же
время России требовалось строить
флот. На Черном море его не было.
На Балтике опасно росли морские
силы Германии, недоброжелатель-
ная позиция которой на Берлин-
ском конгрессе в 1878 году лишила
Россию многих плодов ее победы в
войне с Турцией. Все больше забот
доставлял и Тихоокеанский театр
военных действий. Назревавшая
война Японии с Китаем грозила
нарушить существовавшее хрупкое
равновесие сил.
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 53 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст