С
лужилый Петербург
В августе 1881 года под пред-
седательством нового главы фло-
та - великого князя Алексея Алек-
сандровича (с 13 мая, после назначе-
ния Главным начальником флота и
Морского ведомства с правами, пре-
доставленными генерал-адмиралу)
по высочайшему повелению со-
стоялось Особое совещание. В нем
приняли участие: военный министр
П. С. Ванновский, управляющий
Морским министерством А. А. Пе-
щуров и руководивший тогда Мини-
стерством иностранных дел (вместо
престарелого, но все еще оставав-
шегося министром А. М. Горчакова)
Н. К. Гире. Перед совещанием стояли
две сложные задачи: во-первых, с
учетом политической обстановки
сформулировать задачи флота на
трех его главных театрах, и во-
вторых, найти средства, чтобы вы-
вести флот из состояния «застоя
и слабости». После продуктивной
совещательной работы задачи флота
были сформированы. Звучали они
так: Балтийскому флоту - занять
первенствующее положение по
сравнению с флотами других дер-
жав этого бассейна, обеспечить ак-
тивную оборону, исключить блокаду
своего побережья и быть готовым
перейти в наступление. Черномор-
скому - обладать безусловным го-
сподством в Черном море и в случае
необходимости обеспечить захват
Босфора и Дарданелл, на Дальнем
Востоке - внимательно следить
«за Японией и Китаем, делающим
быстрые успехи на море», оборону
побережья обеспечить «инженерно-
артиллерийскими и минными за-
граждениями». В случае возникно-
вения военной угрозы перебросить
в Тихий океан эскадры из состава
Балтийского и Черноморского
флотов. Общий вывод совещания
гласил: «Россия не должна играть
на море той же слабой роли, как в
последнюю русско-турецкую войну.
Она должна быть готова встретить
неприятеля за пределами своих вод
у его берегов, будь это в Балтике или
в Черном море». 22 сентября 1881
года на «журнале Особого совеща-
ния» появилась резолюция импера-
тора Александра III: «Совершенно
одобряю эти заключения»7.
Чтобы в соответствии с резолю-
цией императора определить типы и
количество кораблей, предполагае-
мых к постройке согласно сформу-
лированным задачам флотов, была
создана Особая комиссия, которую
возглавил великий князь Алексей
Александрович. В 1882 году на пост
управляющего Морским министер-
ством был назначен вице-адмирал
И. А. Шестаков, при котором и со-
стоялись столь крупные преобразо-
вания в управлении флотом.
К началу 1882 года программа
строительства кораблей для Бал-
тийского и Черноморского флотов,
а также для Сибирской флотилии
была разработана. В течение бли-
жайших двадцати лет планиро-
валось построить 24 броненосца,
26 крейсеров и морских канонерских
лодок, свыше сотни миноносцев. В
апреле 1882 года без каких-либо
изъятий и дополнений программа
была утверждена Александром III
и приобрела силу закона. Так импе-
ратор Александр III в начале своего
правления стал непосредственным
вдохновителем и строителем океан-
ского броненосного флота России.
К уже заложенным в Санкт-
Петербурге 9 мая 1881 года полу-
броненосным фрегатам «Владимир
Мономах» и «Дмитрий Донской»,
броненосному крейсеру «Адмирал
Нахимов» (1884) прибавились но-
вые военные корабли. Признавая
значение ритуала закладки корабля,
введенного еще Петром Великим,
император Александр III продол-
жил его традиции. Так, в его при-
сутствии и в присутствии импера-
трицы Марии Федоровны и членов
императорской фамилии на верфях
кораблестроительных заводов в
Петербурге при закладке военных
кораблей были помещены заклад-
ные доски в киль броненосных кора-
блей: «Император Александр II» (1885),
«Император Николай I» (1886),
«Гангут» (1889), «Наварин» (1890),
«Полтава» (1892), «Петропавловск»
(1892), «Сисой Великий» (1892),
«Севастополь» (1892), броненосца
береговой обороны «Адмирал Уша-
ков» (1892), крейсеров «Память
Азова» (1886), «Рюрик» (1890),
канонерской лодки «Грозящий»
(1889). Такие же торжества прово-
дились при закладке яхты «Поляр-
ная звезда» (1888) и яхты «Штан-
дарт» (1893) в Копенгагене.
Во время закладки корабля импе-
ратор лично опускал закладную доску
в замшевом мешке в специальную
выемку, задвигавшуюся стальным ли-
стом, в одно из четырех отверстий ко-
торого император молотком вбивал
вложенную раскаленную заклепку.
Остальные три заклепки раскле-
пывали по очереди управляющий
Морским министерством, командир
порта и строитель корабля. Тор-
жественный ритуал проходил при
поднятом флаге и гюйсе.
Закладные доски изготавли-
вались из серебра. Например, для
броненосного корабля «Севасто-
поль», при закладке которого при-
сутствовал император Александр III,
доска была прямоугольной формы
и размером 11,5х8,4 см. На лице-
вой стороне вверху изображен
гравированный силуэт эскадрен-
ного броненосца, и ниже надпись:
«
1 2
-типушечный с машиной в
10
600 индикаторных сил эскадрен-
ный броненосец “Севастополь”.
Заложен в С. Петербурге на Галер-
55
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 54 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 56 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст