С
лужилый Петербург
56
1
т
Корвет «Витязь»
ном островке мая 7 дня 1892 года
в присутствии Их Императорских
Величеств Государя Императора
и Государыни Императрицы и Их
Императорских Высочеств Государя
Наследника Цесаревича Великого
Князя Николая Александровича и
Государя Великого Князя Генерал
Адмирала Алексия Александрови-
ча», на оборотной стороне: «Управ-
ляющий Морским Министерством
Адмирал Чихачев. Главный Инспек-
тор Кораблестроения Самойлов.
И. Д. Командира С.Петербургского
Порта Контр Адмирал Верховский.
Главный Корабельный Инженер
Порта Старший Судостроитель
Субботин. Строитель Корабельный
Инженер Старший Судостроитель
Андрущенко»8. Своим присутстви-
ем при закладке корабля импера-
торская семья особо подчеркивала
важность этого события для рус-
ского флота.
Особое место в истории флота
занимает строительство подводных
лодок. В царствование Александ-
ра III серию испытаний подводных
лодок провел инженер С. К. Дже-
вецкий.
Летом 1882 года император и
императрица присутствовали при
испытании одной из первых россий-
ских подводных лодок конструкции
С. К. Джевецкого. Лодка была до-
ставлена в Гатчину и спущена в про-
зрачные воды Серебряного озера.
Император и императрица сели в
шлюпку и вышли на ней на середину
озера. Лодка, которой управлял сам
Джевецкий, погрузилась и стала
маневрировать под водой рядом со
шлюпкой, иногда проходя под ней.
По завершении удачных испытаний,
когда царская чета сошла на при-
стань, Джевецкий также причалил
и, выйдя из лодки, со словами: «Это
дань Нептуна Вашему Величе-
ству!»
- преподнес императрице
букет ее любимых орхидей.
В 1883 году инженер С. К. Дже-
вецкий усовершенствовал под-
водную лодку, установив аккумуля-
торную батарею и электродвигатель
мощностью 1 л. с. Во время прово-
димых испытаний на Неве первая
в мире аккумуляторная подводная
лодка прошла под водой против
течения со скоростью 4 узла. Позже,
в 1890 году, С. К. Джевецкий скон-
струировал торпедный трубчатый ап-
парат для миноносцев, впоследствии
примененный для подводных лодок.
Флот в те годы строился и на
юге России, и строился интенсив-
но. В 1888 году в строй вступили
первые черноморские броненосцы
«Императрица Екатерина II» и
«Чесма». К 1897 году на Черном
море уже плавали
6
броненосцев,
4 крейсера и 22 миноносца. По
существу Черноморский флот был
восстановлен заново.
В течение десяти лет, с 1887 по
1896 год, на верфях кораблестрои-
тельных заводов Петербурга было
построено 11 броненосцев. Осо-
бенно своей мощью выделялись
новые эскадренные броненосцы
«Полтава», «Петропавловск» и
«Севастополь», предназначенные
для действий на океанских театрах и
имевших большую дальность плава-
ния. Там же были построены и оке-
анские броненосные крейсеры «Па-
мять Азова», «Адмирал Нахимов»,
«Рюрик». Последний - крейсер
I ранга «Рюрик» - в те годы считал-
ся сильнейшим крейсером мира.
Строительство нового флота
было невозможно без переосна-
щения судостроительных заводов.
В 1882-1895 годах были проведе-
ны расширение и реконструкция
отечественных судостроительных
заводов (Петербург, Кронштадт,
Николаев). Переоснащали станоч-
ный парк, на базе новых научно-
технических решений осваивались
новые технологии. Так, в 1885 году
на Ижорских адмиралтейских за-
водах освоили выпуск корабельной
брони. На Обуховском сталелитей-
ном заводе для военно-морского
флота изготовлялись орудийные
башенные установки, броневые пли-
ты и другие детали для строившихся
броненосцев. Успехи в производстве
орудий и пушек на Обуховском за-
воде позволили отказаться от раз-
мещения заказов на их изготовление
за границей. На заводах Москвы и
Подмосковья собирали для флота
паровые машины и котлы, отливали
броню и якоря.
Конструкторская мысль рус-
ских кораблестроителей всегда от-
личалась новаторством и смелыми
дерзаниями. Английский писатель
Ф. Т. Джен писал в своем труде
«Ереси» в учении о «Морской силе»,
что «оригинальные идеи (в кора-
блестроении) оказались только в
России». Джен, упоминая о трехба-
шенных установках середины 80-х
годов XIX века на черноморских
броненосцах типа «Чесма», подчер-
кивал, что именно «Россия выдви-
нула такой тип, который является
предвестником типа “Дредноут”»9.
В деле строительства флота
сделано было много. Но отставание
в выполнении программы образо-
вывалось в том числе и из-за стре-
мительного научно-технического
прогресса тех лет. При воплощении
новых идей при строительстве ко-
раблей происходили задержки со
строительством и своевременной
передачей кораблей в казну. В мае
1890 года великий князь генерал-
адмирал Алексей Александрович
докладывал императору: «Все меры,
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 55 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 57 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст