С
лужилый Петербург
ранее предпринятые для перео-
формления флота и устранения его
отставания от уровня европейских
стран, не привели к цели, указан-
ной в 1881 году». На что император
Александр Ш, просмотрев пред-
ставленные отчеты, 7 мая высочай-
ше утвердил программу военного
судостроения «с применением к
нему всех усовершенствованных
технических приемов и спосо-
бов постройки.
..». Была принята
новая программа «усиленного
судостроения» с выделением еще
65,5 млн руб., что привело к допол-
нительному строительству новых
броненосцев береговой обороны и
трех канонерских лодок10.
С 1881 по 1895 год было по-
строено 17 броненосцев (их общее
водоизмещение - 171 616 т), 10 бро-
неносных и бронепалубных крей-
серов
(68
222 т), 14 броненосных и
неброненосных канонерских лодок
(20 599 т), 73 судна меньших ран-
гов, из них 53 миноносца. Следует
отметить, эти 114 боевых кораблей
имели суммарную мощность машин
363 389 л. с. и почти все они были
созданы на отечественных заводах.
В целом к концу XIX века рос-
сийский флот, насчитывавший уже
свыше
1000
вымпелов, не только
занял третье место в мире по числу
кораблей после флотов Великобри-
тании и Франции, но и превратился
в мощный инструмент внешнеполи-
тической деятельности России.
Царствование Александра III
для России было мирным периодом.
Император признавал, что лучшей
политикой для России будет не
искать «личных союзов», не брать
на себя никаких обязательств, а
тщательно избегать столкновения с
Англией, чтобы не связать себе рук
на случай войны между Германией
и Францией. Это решение шло в
разрез с планами Бисмарка, очень
желавшего вовлечь Россию в войну
с Австрией, и чрезвычайно упро-
чило престиж России и императора
Александра III в Европе. Однако
заметное охлаждение в отношениях
между Германией и Россией и тес-
ное соглашение между Германией,
Австрией и Италией, естественно,
подготовили сближение между
Россией и Францией.
Когда новый германский им-
ператор Вильгельм II в 1891 году*
объявил с особой торжественностью
о возобновлении Тройственного
союза между Германией, Австро-
Венгрией и Италией, то Александр III
официально возвестил миру о со-
стоявшемся сближении между са-
модержавной Россией и республи-
канской Францией. Затем последо-
вала известная морская демонстра-
ция в Кронштадте, когда 11 июля
1891 года туда прибыла эскадра из
8
кораблей под командованием вице-
адмирала А. А. Жерве, причем импе-
ратор, чествуя французских морских
гостей, стоя выслушал «Марсельезу»
и провозгласил тост за здоровье пре-
зидента Французской Республики
М. Ф. Карно. Сближение с Франци-
ей и воздержание от вооруженного
вмешательства в дела Балканских
государств привели к тому, что мир
в Европе надолго был обеспечен,
и вследствие этого Александр III
получил в народе прозвание «царя-
миротворца»11.
Отсутствие войн во время цар-
ствования Александра III не озна-
чало, что флот в то время бездей-
ствовал. Наоборот, 80-90-е годы
XIX столетия в значительной мере
потому и были мирными, что рос-
сийский флот действовал активно
на просторах Мирового океана. Вот
лишь несколько примеров.
Развивая политические отноше-
ния двух стран, в 1893 году Среди-
земноморская эскадра под флагом
контр-адмирала Ф. К. Авелана на-
несла дружественный визит в порт
Тулон. Визит русской эскадры во
Францию в значительной степени
способствовал начавшемуся с кон-
ца XIX века сближению Франции
и России. С ответным визитом в
Кронштадт во второй раз прибыла
эскадра под командованием адмира-
ла А. А. Жерве, ставшего почетным
гражданином города.
В том же году, 15 апреля, крейсе-
ры русской эскадры «Дмитрий Дон-
ской», «Генерал-адмирал» и «Рында»
под командованием вице-адмирала
Н. И. Казнакова представляли Россию
и принимали участие в международ-
ном морском параде на реке Гудзон в
Нью-Йорке, посвященном 400-летию
открытия Америки Колумбом. Парад
принимал президент Кливленд.
В знак уважения к Российской импе-
рии американцы поставили корабли
Н. И. Кознакова во главе парад-
ного строя.
В июне 1895 года отряд кораблей
Балтийского моря под командовани-
ем контр-адмирала Н. И. Скрыдлова
в составе эскадренного броненосца
«Император Александр II» (коман-
дир - капитан I ранга К. П. Никонов),
крейсера I ранга «Рюрик» (коман-
дир - капитан I ранга А. Х. Кригер)
и мореходной канонерской лодки
«Грозящий» (командир - капитан
II ранга Г. Г. Шарон) участвовал в
торжествах по случаю открытия
Немецко-Балтийского (ныне Киль-
ского) морского канала императора
Вильгельма I12. Присутствуя на
броненосном крейсере «Рюрик»,
германский император Вильгельм II
выразил удовлетворение по поводу бое-
вой мощи корабля и с явным интересом
ознакомился со всеми его техниче-
скими новшествами. Как понимали
в политических и военных кругах
мировых держав, безусловно, это
были не только парады, но, главное,
и нечто большее - демонстрация
силы русского флота13.
В 1896-1898 годах - во время
греко-турецкой войны - Среди-
земноморская эскадра под флагом
контр-адмирала П. П. Андреева
участвовала в демонстрации силы у
острова Крит. В боевую готовность
был приведен флот в Севастополе.
Именно морская мощь России по-
зволила тогда не только защитить
греков, но и добиться важного по-
литического успеха - назначения
в декабре 1898 года на пост верхов-
ного комиссара Крита родственника
дома Романовых - принца Георга
Греческого.
Значительных усилий требова-
ли интересы России и на Дальнем
Востоке. В процессе Афганского
кризиса в 1885 году возникла угроза
войны с Англией. Напряженно скла-
дывалась обстановка на морском
театре Тихого океана. На Дальний
Восток срочно были направлены
новейшие корабли. Англичане
организовали слежение за русской
эскадрой. Особым вниманием поль-
зовался ее флагманский корабль
«Владимир Мономах». Однажды в
порту Нагасаки английский броне-
носец «Агамемнон», подняв на мачте
сигнал «руль не действует», пытался
угрожать «Владимиру Мономаху»
таранным ударом. В ответ началь-
ник эскадры пробил на «Владимире
* Тройственный союз сложился в 1879-1882 гг., распался в 1915 г. в связи с вступле-
нием Италии в Первую мировую войну на стороне Антанты. -
Ред.
57
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 56 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 58 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст