С
лужилый Петербург
58
Мономахе» «боевую тревогу», навел
орудия на броненосец и потребовал
от англичан уйти с рейда. Так выра-
зил свое «неудовольствие» к «вла-
дычице морей» русский адмирал.
И это было возможным только при
наличии сильного флота.
Мощь флота позволила в 1895
году России отстоять Ляодунский
полуостров с Порт-Артуром после
территориальных претензий побе-
дившей в войне Японии над Китаем.
Сила российского флота произвела
на Японию столь значительное
впечатление, что она отказалась от
своих претензий на материке.
Особое значение для разви-
тия экономики северо-западной
части России имело десятилетнее
строительство и открытие 15 мая
1885 года в Финском заливе, меж-
ду устьем реки Невы и островом
Котлин (Кронштадт), Морского
канала длиной 28,3 км, создавшего
свободный доступ для прохода оке-
анских кораблей в Санкт-Петербург.
Морской канал и новые водные
бассейны превратили Петербург-
ский порт в транспортный узел, где
сошлись морские и речные пути с
железнодорожными магистралями
России. Морской канал принес
существенную пользу внешней тор-
говле России, повысил оборонные
возможности приморской крепости
Кронштадт14.
Одним из главных решений
крупномасштабной реформы 1885
года явилась реорганизация струк-
туры управления флотом. В феврале
1884 года Инспекторский департа-
мент Морского министерства был
преобразован в Главный морской
штаб, что стало достоинством но-
вой системы управления флотом.
В нем сосредоточились функции,
присущие штабам вообще: это ре-
шение оперативно-тактических и
организационно-мобилизационных
вопросов и поддержание флота в со-
стоянии боевой готовности.
В соответствии с новым «По-
ложением об управлении морским
ведомством», утвержденным 3 июня
1885 года, во главе управления
флотом по-прежнему оставались
главный начальник флота и Мор-
ского ведомства генерал-адмирал
великий князь Алексей Александро-
вич и управляющий Морским ми-
нистерством в качестве его первого
помощника. В период руководства
Морским министерством генерал-
адмирала великого князя Алексея
Александровича (1881-1905) долж-
ность управляющих министер-
ством исполняли контр-адмирал
А. А. Пещуров (1880-1881), адми-
ралы И. А. Шестаков (1882-1888),
Н.
М. Чихачев
(1 8 8 8 -1 8 9 6 ),
П. П. Тыртов (1896-1903), Ф. К. Аве-
лан (1903-1905). В те годы военно-
морской флот России был ориенти-
рован в основном на решение двух
главных задач: на оборону морского
побережья империи и на борьбу с
противником на морских коммуни-
кациях Мирового океана.
Всесословная воинская повин-
ность, введенная в действие
1
янва-
ря 1874 года манифестом и «Уставом
о всеобщей воинской повинности»,
где в ст. 1 говорилось: «Защита
престола и Отечества есть священ-
ная обязанность каждого русского
подданного. Мужское население
без различия состояния подлежит
воинской повинности», после войны
1877-1878 годов приобрела новое,
более патриотическое звучание,
и в государстве был осуществлен
комплекс мер, направленных на
улучшение деятельности органи-
зационных структур в армии и на
флоте. Под те мероприятия попало
практически все население страны,
включая регионы Средней Азии и
Кавказа. С 1894 года в войсках и на
флоте впервые были введены про-
верки мобилизационной готовности
путем проведения частичной про-
верочной мобилизации в западных
регионах России. Зарождались орга-
низационные начала мобилизации
флота на случай военных действий.
В те же годы была пересмотрена
организационно-штатная структура
береговых частей флота на Балтий-
ском и Черном морях, введено «По-
ложение об управлении командами
на берегу»15.
В 1885 году вступило в силу
«Положение о морском цензе для
офицеров флота», установившее
новые требования для производ-
ства в чины. Морской ценз имел
целью уменьшить сверхкомплект
флотских офицеров, уже много лет
не плававших на кораблях и вообще
не несших строевой службы, и при-
обретался, во-первых, в плавании
на военных судах и, во-вторых,
командованием судами, отрядами
и эскадрами флота16.
Придавая большое значение
непосредственному руководству и
осуществлению постоянного вы-
сочайшего контроля за главными
воинскими формированиями го-
сударства, призванными защищать
интересы самодержавия, император
Александр III после кончины шефа
Гвардейского экипажа великого
князя генерал-адмирала Констан-
тина Николаевича (1831-1892) вы-
сочайшим повелением по Морскому
ведомству за № 637 от 22 июля
1892 года назначил новым шефом
этого экипажа императрицу Марию
Федоровну. Назначение подняло па-
триотический настрой и боевой дух
гвардейцев. В память о том событии
1-я рота Гвардейского экипажа по-
лучила имя императрицы.
Выходя на просторы Мирового
океана, обновленный флот России
нуждался в новых сведениях о
морских путях и коммуникациях,
портах и ремонтных базах для судов,
появилась необходимость осваивать
новые центры для снабжения океан-
ского флота. В то время в широких
масштабах проводились специали-
зированные научные экспедиции,
в частности океанографические. С
целью изучения новых регионов
и пополнения практической базы
сведений по физической геогра-
фии, океанографии и картографии
31 августа 1886 года из Кронштадта
в кругосветное плавание вышел
парусно-винтовой корвет «Витязь»
под командованием капитана I ранга
С. О. Макарова, снаряженный для
проведения гидрографических,
гидрологических и других исследо-
вательских работ в Мировом океане.
То был только что спущенный на
воду 24 мая первый российский
корабль бронепалубного типа.
У Александра III и императри-
цы Марии Федоровны было ше-
стеро детей. Николай (1868-1918,
будущий император), Александр
(1869-1870), Георгий (1871-1899),
Ксения (1875-19б0), Михаил
(1878-1918), Ольга (1882-1960).
Дети получили хорошее воспитание,
что позволило им самостоятельно
войти в жизнь. Немалое значение
в том сыграло то, что они, как и их
родители, любили море, морские
путешествия и прогулки и посвя-
щали им летние месяцы. Во время
путешествий по Финскому заливу,
Балтийскому и Черному морям дети
получали много знаний по истории
военно-морского флота, знакоми-
лись с офицерами и матросами
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 57 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 59 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст