ством. Главное - это реальный рост
доходов населения, решение нужд
крестьянского сословия, подъем и
стабильность русской торговли и
промышленности, отсутствие войн
и военных конфликтов, усиление
военного положения России и укре-
пление с этой целью границы страны
и с суши, и со стороны моря, политика
невмешательства во внутренние дела
соседей и европейских стран.
Память об Александре III на
флоте была увековечена в названи-
ях военных судов, таких как эска-
дренный броненосец «Император
Александр III» (1900) и линейный
корабль «Император Александр III»
(1911). Его имя носил Александров-
ский док Пароходного завода в Крон-
штадте, который вошел в строй 19
октября 1896 года, и Либавский
военный и коммерческий порт на
Балтийском море, где он собствен-
норучно заложил закладные доски
12 августа 1893 года.
Императорский Русский му-
зей в Петербурге, а также Музей
изобразительного искусства при
уу лужилый
П
етербург
Памятник-обелиск экипажу
эскадренного
броненосца
«Император Александр III»,
погибшему в Цусимском сражении.
Санкт-Петербург. 1908 г.
Московском университете (ныне -
Музей изобразительного искусства
имени А. С. Пушкина) с гордостью
носили его имя. В честь Алексан-
дра III французы назвали постро-
енный в Париже мост, признавая
его исторические заслуги перед
европейцами и международный
авторитет как царя-миротворца,
предотвратившего военные кон-
фликты других стран.
В Санкт-Петербурге было воз-
двигнуто несколько памятников
Александру III в Александровской
слободе. Бюст на землях Удельной
фермы у Дома призрения душев-
нобольных, содержавшегося на
его личные деньги17. В 1909 году,
28 мая, на Знаменской площади, ря-
дом с вокзалом, которым начиналась
Великая Сибирская магистраль,
был поставлен конный памятник
Александру III работы П. П. Трубец-
кого. В 1912 году в Москве открыли
памятник императору Алексан-
дру III у храма Христа Спасителя
(скульпторы А. М. Опекушин и
А. А. Обер).
1
Боханов А. Н., Кудрина Ю. В. Император Александр III и императрица Мария Федоровна. Переписка. 1884-1894 годы. М., 2001.
С. 13.
2
Там же. С. 14, 15.
3 Москва и судьбы российского флота: Арх. документы и ист. очерки. М., 1996. С. 128.
4 Там же. С. 129.
5 Там же. С. 136.
6 Широкоград А. Б. Чудо-оружие Российской империи. М., 2005. С. 178.
7 Мельников Р. М. История отечественного судостроения: В 5 т. СПб., 1996. Т. 2: Паровое и металлическое судостроение во второй
половине XIX в. С. 162.
8 Каталог закладных и памятных досок кораблей и сооружений отечественного военно-морского флота, хранящихся в Центральном
военно-морском музее. Л., 1974. С. 80, 81.
9 Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 гг.). М., 1948. С. 21.
10 Коршунов Ю. Л. Генерал-адмиралы Российского императорского флота. СПб., 2003. С. 276.
11
Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: В 12 т. Биографии. М., 1991. Т. 1. С. 188.
12 РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 1354. Л. 83, 84.
13 Шарон Б. Г. Поход канонерской лодки «Грозящий» на открытие Немецко-Балтийского канала / / Воен.-ист. журн. 2005. № 11.
С. 67-69.
14 Шарон Б. Г. Санкт-Петербургский морской канал. Огневые позиции.
.. в Морском канале / / Страж Балтики. 2005. № 78. С. 3.
15 Цветков И. Ф. Организационно-мобилизационные органы и организационные структуры ВМФ России (1695-1945). СПб.,
2000. С. 111, 123.
16 Там же. С. 138, 139.
17 Три века Санкт-Петербурга: Энциклопедия: В 3 т. СПб., 2003. Т. II: Девятнадцатый век. Кн. 1. С. 70-74.
60
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 59 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 61 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст