П
-
-сьма, дневн-к-, воспоминания
зерцание главной водной площади
Петербурга в час заката - лучший
из способов воспитания художника!
Если ж сравнивать два значимых
для меня особняка, включенных в
упомянутый справочник, - особняк
А. М. Васильева (арх. В. Г. Шала-
мов) по адресу: Большой проспект
П.С., д. 42, где был кружок рисова-
ния ДПШ, и особняк в Гродненском,
д. 4 (военный инж. Н. А. Архангель-
ский), - то можно заметить, что,
не будучи выдающимися произве-
дениями архитектуры, эти здания
имели добрую душу и, наверняка,
способствовали развитию чувства
гармонии в учащихся. Мне, жителю
новостроек и ленинградцу в первом
поколении, часы, проведенные за
мольбертом возле каминов и гол-
ландских печей XIX века, сегодня
видятся благодатным сном.
Запечатлелась в памяти проис-
ходившая в какой-то малой комнате
особняка Н. Ермолинского раздача
А. М. Тишкиным каждому ново-
бранцу ДХШ комплекта рисоваль-
ных принадлежностей: карандаша,
кисти, резинки, ватмана, коробки
акварели «Ленинград» (24 краски)
и, кажется, баночки для воды. Нечт
о похожее случалось со мной и
позднее, когда, проходя службу в
Советской армии, я получал в стар-
шинской каптерке обязательный
набор «довольствия» в порядке,
установленном, как мне думалось,
Анатолием Маркиановичем.
Скульптура Н. Федотова
«Юноша - кот».
1969 г.
Отмечу, что в концепцию Тиш-
кинской ДХШ, во многом экспери-
ментальной, была заложена нова-
торская по тем временам идея платы
учащихся за обучение. Насколько я
знаю, художественные школы, круж-
ки рисования и изостудии Ленин-
града в 1964 году были бесплатные.
Платными были лишь музыкальные
школы. В Тишкинской ДХШ плата
за обучение составляла
2
рубля в
месяц
(20
рублей за учебный год).
Вышеупомянутая коробка акварели
«Ленинград» стоила 2 рубля 20 ко-
пеек, рисовальная бумага формата
А1 - 10 копеек. Что касается акции
по раздаче всем учащимся одинако-
вых рисовальных принадлежностей,
то ее на моей памяти никто, включая
самого Анатолия Маркиановича, не
повторял.
Помещения особняка в Грод-
ненском переулке были хорошо под-
готовлены для занятий искусством:
в рисовальных классах (их было,
кажется, два) имелись мольберты,
столы, софиты, разнообразный
реквизит; в скульптурной мастер-
ской, располагавшейся в цокольном
этаже, - станки для лепки, ящик с
глиной, каркасы, гипсовые модели
для учебных штудий. Насколько я
помню, в тот год рисунок мне пре-
подавал Анатолий Маркианович
Тишкин, лепку - Игорь Ивано-
вич Павлов (тогда еще студент
Мухинского училища), компози-
цию - Вольф Бенетович Симберг,
живопись, вероятно, Александра
Федоровна Белолипецкая, историю
искусства - кто придется. На стенах
висели, как полагается, образцовые
рисунки и акварели старших (как мне
казалось) учеников: Димы Тишкина
(впоследствии Бюргановского),
Жени Олешкевича, Вити Полищука
(впоследствии зам. главного архи-
тектора СПб.), Сережи Громова и
других. То были в основном учебные
натюрморты и пейзажи, что заметно
контрастировало с многофигур-
ными иллюстрациями к роману
Ремарка «На западном фронте без
перемен», которые незадолго до того
встречали меня в коридорах СХШ.
В тот учебный год мне больше
всего запомнились уроки Игоря
Павлова, его первая учебная поста-
новка - натюрморт из гипсового ку-
бика и парафинового яблока, кото-
рый надлежало вылепить из глины во
всем его объемно-пространственном
великолепии. При этом в словарь уча-
щихся проникали иноземные слова:
плинт, стек.
Следующий учебный год осе-
нью 1964 года ДХШ Дзержинского
района начала на третьем этаже
Пашкова дома по адресу: набереж-
ная р. Фонтанки, д. 18. На этом доме
в советское время висела мемори-
альная доска с текстом:
«Памятник архитектуры XVIII
века. Здание построено в 1790-е
годы. Охраняется государством».
Историк архитектуры и крае-
вед В. Я. Курбатов (он же доктор
химических наук, учивший моего
отца в ВИТУ ВМФ) в своей книге
«Петербург» отозвался о нем ко-
ротко: «отличный дом конца XVIII
63
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 62 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 64 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст