П
-
-сьма, дневн-к-, воспоминания
64
века». Автор проекта этого дома не
установлен. Пишут, что в доме в раз-
ные годы бывали император Алек-
сандр I, поэты пушкинского круга,
поэты и художники Серебряного
века: Ахматова, Мандельштам,
Кузмин, Сологуб, Петров-Водкин,
Татлин и другие. И в тишкинские
времена, и сейчас первые два этажа
этого здания занимает физкультур-
ный диспансер.
Получив целый этаж (около
десяти комнат), Анатолий Маркиа-
нович значительно расширил свое
дело. Начало того учебного года
ознаменовалось попыткой ввести
в обиход школьные дневники. Мой
дневник сохранился. В нем заполне-
ны только страницы № 3; 4; 5; 77. За-
писи, сделанные на страницах 3-5,
позволяют восстановить расписание
занятий группы № 23 осенью 1964
года: понедельник - композиция,
композиция, живопись, живопись,
живопись (16.50-20.55); среда -
лепка, лепка, рисунок, рисунок
(16.50-20.05); пятница - рисунок,
история искусств (16.50-18.25). На
странице 77 проставлены оценки
за первую четверть: рисунок - 3+;
живопись - 4; композиция - 4;
лепка - 4-; история искусств - 5+.
За классного руководителя рас-
писалась Александра Федоровна
Белолипецкая. Сейчас даже не-
много жалко, что дневники у нас не
прижились.
.. С трудом вспоминаю,
кто учился со мной в 23-й группе
ДХШ: Вова Федотов, Тамара Му-
хина (их, ставших дизайнерами по
интерьеру, я встречал уже будучи
архитектором), Таня Зильбет (ее
детские работы показывались на вы-
ставке в Русском музее в марте 1995
года), Лена Елисеева, Витя Турков,
Юра Ларин. Всех нас в том году
Анатолий Маркианович продолжал
учить рисунку, пока не появился Бо-
рис Борисович Казаков и не принял
от Тишкина эстафету.
Весной 1965 года произошли
два важных события: первое -
А. М. Тишкин выступил перед уча-
щимися ДХШ с воспоминаниями
о Великой Отечественной войне
в связи с 20-летием Победы; вто-
рое - было объявлено, что, начиная
с третьего года обучения, вводится
специализация, и каждый должен
сделать выбор.
Что руководило Тишкиным
в его эстетической деятельности,
каков был круг его советников по
Щ
// У
\ ШШ
Щ
1
К
шЖщьЩ
Ш
//
1 ?Г
ж
Ш
//
Ж
/ /
!| к V
/ У
11
УЮ
к
Дом А. В. Левашовой (Пашковой).
Наб. р. Фонтанк-,18.
1980-е гг
искусству - мне неизвестно. Но тер-
риториально его школа была близка
к ЛВХПУ им. Мухиной, и едва ли не
большинство преподавателей ДХШ
были одновременно или студента-
ми, или преподавателями ЛВХПУ.
Позже в ДХШ стали успешно
работать и молодые выпускники
института им. Репина. Однако пер-
венство декоративно-прикладного
направления, на мой взгляд, укоре-
нилось «навсегда».
А в 1965 году учащимся был
предложен приблизительно такой
набор специализаций:
графика, живопись, роспись
тканей, театральные декорации,
дизайн, скульптура, керамика, теа-
тральные куклы.
Тогда я выбрал скульптуру и
еще ни разу не пожалел об этом.
Однако следует вернуться к
большому торжественному вы-
ступлению А. М. Тишкина перед
учащимися ДХШ на тему Великой
Отечественной войны. Вернее будет
сказать, на тему снятия блокады
Ленинграда. На это мероприятие
всех учеников пригласили в одну из
больших комнат школы. Кажется,
к стене была приставлена черная
классная доска. Анатолий Маркиа-
нович предстал перед собранием в
светло-сером парадном мундире
с золотистыми погонами полков-
ника. Брюки были темно-синие.
Сам - чуть выше среднего роста,
жилистый и сутулый, с большими
залысинами и впалыми щеками,
в очках. Грудь его украшали два
ордена Красной Звезды, два ордена
Отечественной войны и медали.
Он говорил увлеченно, с большим
воодушевлением, даже пафосом.
Повторял имена Говорова, Фе-
дюнинского, Мерецкова, яростно
чертил на доске мелом схемы рас-
положения батарей, танковых груп-
пировок, простреливаемые так и сяк
поля и пространства и как только
мог воспевал советскую военную
школу. Хотя по завершении его
выступления мне показалось, что
он не очень-то пронял аудиторию,
состоявшую из охотников рисовать
гипсовые шары и капители, склад-
ки драпировок или даже угольный
утюг. Сегодня, спустя сорок лет, мне
очень дороги тогдашний пафос и
воодушевление директора школы!
Анатолий Маркианович и позже
любил проводить большие собрания
с мобилизационными речами по
разным поводам.
В начале 1980-х на выставке в
зале Союза художников РСФСР на
Свердловской набережной что-то
задержало мой взгляд на скульптур-
ном портрете. Я прочел надпись:
«Г. Додонова. Портрет А. М. Тиш-
кина (1916-1976), гипс тон». Запо-
здалое послание мне о его смерти!
В 1999 году от Г. В. Додоновой я
узнал, что этот портрет подарен ею
какому-то «детскому дому имени
Тишкина в Дачном». Это показалось
мне фантастичным (я сознавал, что
А. М. Тишкин закончил дни свои
в опале), но впоследствии отчасти
подтвердилось: осенью 2003 года я
познакомился с живописцем Лео-
нидом Гавриловичем Симахиным,
руководителем Детской изостудии
им. А. М. Тишкина, размещающейся
в школе-интернате № 60 по адресу:
ул. Летчика Пилютова, дом 11, корп.
2. Не без опаски раскрываю читате-
лю это «подполье». Именно там, в
керамической мастерской на первом
этаже, хранится портрет работы
Додоновой и там стоит большая
электропечь для обжига керамики,
спроектированная и построенная
с личным участием А. М. Тишки-
на. И там же сохранен кувшин и
керамический пласт его работы, а
в рисовальном классе на втором
этаже висит акварель формата чуть
меньше А4, выполненная в 1971
году Анатолием Маркиановичем,
изображающая летний пейзаж с
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 63 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 65 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст