П
-
-сьма, дневн-к-, воспоминания
зелеными кустами, синим небом
и белым облаком. Эти нарисо-
ванные кусты поначалу что-то от
меня таили. Добрейший человек
Л. Г. Симахин поведал, что Анатолий
Маркианович показывал ему в нача-
ле 1970-х некую толстую красную
книгу, где упоминался А. М. Тишкин
в качестве офицера-разведчика.
Примерно год перелистывал я попа-
давшиеся мне толстые книги о войне
разных цветов, пока не разыскал
нужные строки из воспоминаний
Л. Г. Винницкого на с. 365 книги
«Пароль - “Победа!”» (Ленин-
град, 1969). А еще через некоторое
время я, по счастливой случай-
ности, проверил на тот же предмет
толстую красную книгу «История
ордена Ленина Ленинградского во-
енного округа» (Москва, 1974), где
А. М. Тишкин упомянут стараниями
Винницкого на с. 346. (Из поздней-
ших изданий истории ЛВО имя
А. М. Тишкина исчезло.) Замечу,
что летописец ленинградской во-
енной разведки Лейб Гершович
Винницкий (1914-1988) допустил
неточность, сообщая, что осенью
1943 года в разведотделе штаба Ле-
нинградского фронта с ним в группе
работал майор А. М. Тишкин, так
как последний стал майором толь-
ко 28 апреля 1944 года. О «толстой
красной книге» скажу еще два слова,
поскольку там (отметины моей био-
графии) по отдельности упомянуты:
подполковник И. А. Русенко (мой
комполка), Герой Советского Союза
подполковник А. А. Степанов (зам-
полит моего полка) и авторы на-
значенной нашему учебному взводу
песни о ЛенВО - композитор В. Со-
рокин и поэт М. Андронов. Что же
касается рисования кустов Тишки-
ным в 1971 году, то я усматриваю в
этом рецидив его профессиональной
деятельности разведчика в «сороко-
вые роковые».
..
Свой третий учебный год
(1965-1966) я начал уже в группе
С-38 (скульптурной). Там со мной
оказались Сергей Алипов (впослед-
ствии один из авторов памятника
А. Нобелю в Петербурге), Виталий
Кураков, Николай Минин, Анна
Шагалова, Нина Кашицкая, Люд-
мила Черновская, Галина Харина.
В одной с нами мастерской в другие
часы занималась и старшая группа
С-48, в которой выделялся будущий
автор «Каменного гребца» Дмитрий
Каминкер. Нашим мэтром оказался
замечательный скульптор Андрей
Иванович Хаустов (1930-1978),
а рисунок вел его приятель
A. Д. Хрящевский; так, парой, они
вскоре и покинули ДХШ. Андрей
Иванович Хаустов - автор извест-
ного надгробия А. С. Даргомыжско-
му в некрополе мастеров искусств
Александро-Невской лавры - яркая
трагическая личность в истории
искусства Ленинграда, достойная
отдельной книги, которую, даст
Бог, составит В. П. Кураков. В Тиш-
кинской школе А. И. Хаустов смог
проработать менее года.
.. Кажется,
вслед за ним перед нами промель-
кнули скульпторы Ю. Г. Джибраев,
B. В. Стамова, С. С. Платонова.
В тот же год на большом собрании
всей ДХШ С. Алипов выступил с
докладом о творчестве Микелан-
джело Буонаротти, чем крепко меня
удивил, поскольку никого из нас не
принуждали ни к чему подобному,
а личная инициатива в деле «по-
вторения задов» казалась делом
невозможным.
Четвертый год (1966-1967)
в группе С-48 отмечен был оче-
редной сменой преподавателей.
Скульптуру стала вести выпуск-
ница института им. И. Е. Репина
Нина Григорьевна Сухорукова,
которую в ее 30 лет многие при-
нимали за ученицу, но которая
сумела обратить меня в свою
скульптурную веру, восходящую
А. М. Т -шк-н - гончар.
1970-е гг.
к школе А. Т. Матвеева. А ри-
сунок вскоре стал преподавать
Аркадий Михайлович Натаревич
- живописец-монументалист, вы-
пускник ЛВХПУ, представитель
династии художников. В начале
1967 года в здании на Фонтанке
проводился ремонт, и наша группа
С-48, в которой из хаустовского
состава остались только я и Аня
Шагалова, наверное, всю весну
занималась в подвале дома
№ 10
по улице Калинина, в районе, где
жилые дома неуютно соседствуют
с заводскими территориями, но
где незадолго до того проживал
в общежитии Кировского завода
славный поэт Николай Рубцов.
Пятый год (1 9 6 7 -1 9 6 8 ) я
опять встретил в группе С-48, так
как из экономии было проведено
маловразумительное слияние
старших с младшими. Зато бла-
годаря этому довелось поближе
познакомиться с будущим зодчим
В. Зенкевичем (одним из авто-
ров проекта Ладожского вокзала
в СПб.), будущим режиссером
В. Борисовым, будущим скульпто-
ром И. Судоплатовой. Кажется,
именно в этот год у нас преподавал
рисунок живописец Н. А. Буранов,
блистал эрудицией искусствовед и
завуч М. Бернштам.
Шестой год (1968-1969) «пора-
довал» присвоением нашей группе
обозначения С-78. Скульптуру
стала преподавать Зоя Анатольевна
Антонычева, а рисунок - Рудольф
Михайлович Яхенко. С какой долж-
ности стартовала тогда в ДХШ
искусствовед Раиса Алмазовна
Курбангалиева, я не запомнил, но
ей суждено было стать директором
школы вслед за Тишкиным и про-
работать на этом посту до настоящего
времени. Я немного захватил ее ди-
ректорство, посещая в конце 1969 -
начале 1970 года «неофициально»
занятия в скульптурной группе, где
продолжали учиться мои младшие
однокашники. Раиса Алмазовна
меня не прогоняла, спасибо.
Отмечу, что одновременно со
мной в ДХШ учились, кроме уже
упомянутых, известные позже в
городе художники: К. Бадмаева,
К. Бодылев, Г. Бушуева, Д. Мельник,
Г. Миронов (1947-2001), И. Само-
лин, Р. Судаков и др.
Объективные показатели по
итогам моего обучения в ДХШ та-
ковы: рисунок - 4; скульптура - 5;
65
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 64 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 66 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст