П
-
-сьма, дневн-к-, воспоминания
66
композиция - 5; ист. искусств - 4;
поведение - 5; прилежание - 5.
Из выпускной характеристики: «К
занятиям относился с любовью и
старанием, за годы учебы проявил
себя как способный ученик».
Выставлялись ли мои работы
среди лучших в школе? Да, как-то
увидел в коридоре свой рисунок
гипсовой статуи дискобола, вскоре
снятый по причине ремонта. Или
еще случай: Н. Г. Сухорукова ска-
зал, что с некой выставки вне ДХШ
украли мой деревянный кулон
(«Лик старика», Ш5см), не мог бы
я сделать повторение. Я, разумеется,
сделал, но и копию унесло.
..
А весной 1970 года пришлось
мне обрядиться в солдатскую фор-
му, так как моя ДХШацкая четверка
по рисунку на экзамене в ЛВХПУ
превратилась в двойку (чего только
не случается на экзаменах). Вос-
пользовавшись едва ли не первым
своим увольнением из части, рас-
полагавшейся в пос. Бугры под
Ленинградом, я посетил городскую
выставку работ учащихся ДХШ в
музее истории Ленинграда (наб.
Красного Флота, д. 44), где обнару-
жил сразу две своих работы:
- скульптурную композицию
«Юноша и кот», окрещенную без
моего участия в то ли «Прощание»,
то ли «Встречу» (1969, терракота,
Ь=15 см);
- пленэрный рисунок «Вид
Инженерного замка со стороны реки
Мойки» (1968, тушь, сепия, А3).
Я принял эту щедрость ДХШ
как некий «утешительный приз», а
позднее, когда армия сделала меня
радиотелеграфистом третьего клас-
са и отправила служить на «точку»
в Карелию, моим родителям при-
слали из ДХШ грамоту и значок
за мое участие во Всесоюзной
выставке «Творчество юных» в
г. Москве, посвященной 100-летию
со дня рождения В. И. Ленина. Что
«из меня» экспонировали в Москве,
не ведаю. Может быть, «Инженер-
ный замок», как более питерский.
Анатолий Маркианович Тиш-
кин исчез из ДХШ в 1969 году
как-то почти незаметно. Много лет
спустя с большим трудом узнал
я некоторые детали «смены вех»,
о которых пока умолчу. Только
скажу, что прах А. М. Тишкина, ве-
роятно, покоится на Красненьком
кладбище приблизительно в сотне
метров от захоронения художника
А. М. Т-шк-н открывает выставку
детских р-сунков.
1970-е гг.
Р. Р. Васми и поэта Р. Ч. Мандель-
штама. Документов на сей счет не
имеется, так же как и надписи на
могиле.
При жизни Анатолия Мар-
киановича его главное детище
именовалось: «ДХШ Дзержинского
р-на». Номер 1 появился без него, но
высшая справедливость проявилась
в том, что этот номер «пристал» по
праву!
Границы Тишкинского периода
ДХШ № 1 таковы:
- 26.08.1963 - приказ № 147
начальника Управления культуры
исполкома Ленгорсовета В. А. Ко-
лобашкина «Об открытии Детской
художественной школы в Дзержин-
ском районе г. Ленинграда»;
- 04.08.1969 - акт приема
[Р. А. Курбангалиевой] и сдачи
[А. М. Тишкиным] Детской худо-
жественной школы Дзержинского
р-на Главного управления культуры
Ленинграда (на основании приказа
№ 124-к от 28.07.1969).
Очень хочется сохранить па-
мять о причудливой судьбе быв-
шего разведчика, общественного
деятеля, вспыхнувшего кометой
на небосклоне хрущевской «от-
тепели», создавшего новаторскую
детскую художественную школу, не
совладавшего с любовью к молодой
красавице-секретарше, поплативше-
гося карьерой (может, и жизнью) за
свою позднюю страсть.
У Ч И Т Е Л Я
« С У Р О В О Г О С Т И Л Я »
В дополнение своих заметок
о ДХШ № 1 я решил коснуться и
нескольких персоналий из препо-
давательского состава тишкинской
поры, вполне субъективно назвав их
учителями «сурового стиля». При
этом имел в виду не их человеческие
качества, а господствовавшую в
советском искусстве той поры сти-
листику, которую они, как «право-
верные» члены Союза художников
СССР, свободно и естественно пере-
давали ученикам.
И если в первой части воспоми-
наний определение «Тишкинская»
всегда начиналось с прописной
буквы, далее позволю себе снизить
пафос до строчной буквы.
Игорь Иванович
П А В Л О В
Одним из молодых художников-
педагогов «тишкинского призы-
ва» был Игорь Иванович Пав-
лов. Я познакомился с ним, тогда
еще студентом-скульптором 3-го
курса ЛВХПУ им. Мухиной, в
1964 году. Видом он был атлет,
королевич-кудрявич, этакий Бель-
мондо. С учениками был чуток,
деликатен, обстоятельно растол-
ковывал им, что такое хорошо и
что такое плохо. Работы оценивал
строго, спуску никому не давал.
Первое задание по лепке, которое
он предложил нашей 13-й груп-
пе, был натюрморт из гипсового
кубика и парафинового яблока.
После этого последовала копия с
гипсового акантового листа. Эти
модели я впервые в жизни лепил
из скульптурной глины. На дом он
нам задавал какие-нибудь жанровые
композиции в пластилине. Кажется,
первый мой опус был почтальон «с
толстой сумкой на ремне», оценен-
ный Игорем Ивановичем не очень
высоко. Только к концу второго
года обучения я стал получать у него
«пятерки», что повлияло на мой вы-
бор скульптурной специализации
в ДХШ.
Обучать будущих скульпторов
директор школы А. М. Тишкин по-
ручил А. И. Хаустову, и мои рабочие
контакты с Павловым на время
прекратились. Хаустов довольно
скоро покинул нашу ДХШ, после
чего последовала преподаватель-
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 65 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 67 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст