П
-
-сьма, дневн-к-, воспоминания
ская «чехарда»: промелькнули в
разном темпе Джибраев, Стамова,
Платонова, периодически возникал
Павлов, потом (о удача!) появилась
Нина Григорьевна Сухорукова,
проработавшая с нами больше двух
лет и приведшая себе на смену
З. А. Антонычеву.
Когда я летом 1969 года окон-
чил среднюю школу и одновремен-
но ДХШ, то последнюю летнюю
практику проходил у И. И. Павлова
в мастерской на тогдашней улице
III Интернационала (теперь -
Дачный проспект). Чтобы войти в
мастерскую, приходилось пересе-
кать зал, где репетировали артисты
какого-то балета, и я был поражен
грохотом, с которым они призем-
лялись после своих прыжков, так
как балет до того я видел лишь по
телевизору. А в мастерской Павлова
на полу посреди помещения стояло
оцинкованное
10
-литровое ведро,
наполненное пивом и накрытое ку-
ском фанеры, на котором покоилось
несколько вяленых лещей, коих маэ-
стро предлагал отведать своим учени-
кам. Большинство, правду сказать, от
угощения отказывалось. Практика по
случаю выпускных экзаменов в обще-
образовательных школах исчерпалась
тем, что мы вымыли пол в мастерской
и разбежались по домам, напутствуе-
мые рассуждениями Павлова о лепке,
о красоте, о пиве.
Тут рискну вспомнить слу-
чай, произошедший примерно
тремя-четырьмя годами ранее. Тогда
Игорь Иванович по какой-то надоб-
ности повелел мне где-то расписаться
и, увидев мой автограф, спросил: «А
хуже этого ты ничего не мог приду-
мать?» Я был весьма удивлен, так как
ничегошеньки тогда не придумывал,
а в доступной мне форме повторял
автографы своих родителей. Мне
тогда и в голову не могло прийти,
что подписи бывают хуже или луч-
ше. Я полагал, что это лишь ни к
чему не обязывающие закорючки.
Однако высокий авторитет маэстро
Павлова заставил отнестись к под-
писи, как к некому графическому
произведению, и в результате твор-
ческих потуг в моей подписи вместо
буквы «ферт» появилась «фита»,
которую из сегодняшнего далека
можно расценивать как своеобразный
«памятник» Игорю Ивановичу, коим
он мог полюбоваться в январе
2001
года, когда я поздравлял его открыт-
кой с 65-летием.
В 2005 году, будучи уже матерым
бюрократом, навертевшим многие
тысячи подписей на архитектурных
и строительных чертежах, про-
сматривая в ЦГАЛИ бумаги тиш-
кинской ДХШ, я наконец впервые
узрел подпись самого И.И. Павлова!
«Момент истины» настал!.
. Ну, я не
графолог, а как зодчий не вижу на-
добности улучшать подпись Игоря
Ивановича Павлова - она вполне
благополучна. Однако свидетель-
ствую: какой-то «пунктик» по части
подписей у Павлова был. При нашей
последней встрече в 1999 году, когда
я сообщил, что хорошо ему извест-
ный Дима Тишкин сменил фамилию
на Бюргановский, Игорь Иванович
поразил своей ответной реакцией,
буквально возопив: «Как же он бу-
дет расписываться?.
Но вернемся к оцинкованному
ведру 1969 года, наполненному
пивом. В период сдачи выпуск-
ных экзаменов в средней школе
мы с одноклассником Николаем
Шарахиным зачем-то постриглись
наголо. А так как в описываемые
времена подобные прически были
крайне редки, Игорь Павлов за-
интересовался моей головой и
сказал, что готов меня вылепить. Я
сразу же отказался от этой чести,
так как понимал, что это процесс
более-менее длительный. Зато я
не отказался от пива и вяленой
рыбы. Но, отведав угощения,
допустил бестактность, заявив
Игорю Ивановичу, что у пива, мол,
низкий КПД, а у водки высокий.
На это Павлов ответил пассажем,
что в жизни не все прямолинейно,
что красота и польза либо вред
переплетаются парадоксальным
образом, привел пример с высо-
кими каблуками женской обуви,
которые отнюдь не полезны, но
красивы, и т. д. и т. п.
Да, Игорь Иванович был не
чужд театральной приподнятости!
Вспоминается, как он закуривал в
мастерской, засунув проволоку в
розетку через какой-то изолирую-
щий материал, при этом будто бы
и «пробки» не выбивало. Еще, пом-
нится, во время ремонта он ходил
с электродрелью и лично сверлил
отверстия в стенах, демонстрируя
обнаженные мускулистые руки, а
мужественное его лицо украшал
шрам, который, думается мне, в
грядущей правдивой истории ле-
нинградского искусства займет
свое заслуженное место впереди
или выше аналогичного шрама
г-на М. Шемякина.
Для меня скульптор Игорь Пав-
лов был и остается одним из самых
лучших мастеров так называемого
«сурового стиля» 1960-1970-х
годов. Особенно ярко проявил он
себя в металле. «С металлом я на
ты», - говорил он мне за два года до
своей смерти. Его и А. В. Аристова
скульптура «Броня» установлена
в 1975 году рядом со зданием вок-
зала на станции Ладожское озеро.
Павлов уверял меня, что был на-
чальником ОТК при приемке на за-
воде «Монументскульптура» статуи
В. И. Ленина работы Пинчука, от-
литой для установки в Кремле.
Игорь Иванович был страстный
любитель игры в шашки, готов был
играть со всеми, всегда и везде. Пом-
ню мой визит к нему в мастерскую
в Яковлевском переулке, дом
6
, в
1975 году, когда я окончил 2-й курс
архитектурного факультета ЛИСИ.
То было мое второе посещение
мэтра в его мастерской. До того я
был у него в мае 1973 года, когда
работал препаратором в мастерских
живописи и скульптуры ЛВХПУ.
Предыстория такова: летом 1972
года Игорь окликнул меня во дворе
скульптурного комбината Худфонда
РСФСР на пр. Мориса Тореза, где
я после службы в армии и второй
неудачи на экзаменах в ЛВХПУ
собирался устроиться учеником
форматора, а Игорь покупал ма-
шину гипса. Тогда-то я и записал
его адрес и телефон. В мой первый
приход в Яковлевский переулок
Павлов со свойственным ему юмо-
ром представил меня находившейся
в мастерской пестрой компании
слесарей-сантехников-игроков-в-
шашки и просто выпивох как «буду-
щего студента». В тот раз содержа-
нием нашей встречи был показ друг
другу фотографий своих работ и его
рассуждения, что мне делать, дабы
пройти вступительные экзамены в
ЛВХПУ (портвейн пился без нас,
без меня точно).
Иначе обстояло дело летом 1975
года, когда я был не «будущим», а
просто студентом (к тому же архи-
тектурного факультета), которому
все выдающиеся знания ваятеля
И. Павлова мало чем могли уже
помочь. Тогда я заявился к мэтру,
каюсь, с «поллитричем» за 3,62 руб.,
что было встречено неодобритель-
67
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 66 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 68 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст