П
-
-сьма, дневн-к-, воспоминания
« Я пришла сюда не показываться,
а петь»
(Неизвестные письма певицы и педагога
Генриетты Н иссен-Саломан
в ф ондах Государственного музея
В. М . Ушакова
политической истории России)
72
В 1844 году для выступления
на сцене Императорской Итальян-
ской оперы в Петербург из Парижа
приехала молодая солистка Генри-
етта Ниссен, ученица выдающегося
педагога, исследователя теории
и методологии вокала М ануэля
Гарсиа-сына, соученица его зна-
менитых сестер Полины Виардо и
М арии Малибран. По словам со-
временников, при отсутствии яркой
внешности и невысоком росте «она
не могла рассчитывать на внешний
успех, но, обладая большим, хоро-
шо обработанным голосом, имея
отличную итальянскую школу, она
должна была иметь заслуженный
успех»1 . П евицу поддерживала
Полина Виардо, которая в те годы
блистала в Петербурге и по ходатай-
ству которой Генриетта получила
приглашение.
Приехав в российскую столицу,
она явилась к директору Импера-
торских театров Гедеонову. Взгля-
нув на посетительницу, он ошело-
мил ее вопросом: «Зачем вы сюда
приехали?». Сконфуженная певица
ответила, что она приглашена петь
в Итальянской опере. Директор не-
которое время удивленно ее разгля-
дывал, а затем резко бросил: «Как с
такой фигурой и с таким лицом вы
думаете показываться на первой
сцене Европы?!». В ответ он услы-
шал спокойные слова Генриетты:
«Я пришла сюда не показываться, а
петь»2 . Настала очередь смутиться
Гедеонову, и он поспешил прекра-
тить свидание. Тот разговор имел
печальное продолжение: Г. Ниссен
ни разу не выступила до полови-
ны сезона. Но однажды заболела
П. Виардо: петь Розину в «Севиль-
ском цирюльнике» было некому.
Дирекция не знала, что делать. Тогда
Виардо предложила Г. Ниссен, спо-
собную ее заменить без репетиции.
И, как писала в своих воспомина-
ниях солистка Больш ого театра
И. И. Онорре: «Успех был полный;
г-жу Ниссен стали знать, пригла-
шать петь в концертах в Дворянском
собрании и при Дворе»3 . В 1845 году
она уехала из Петербурга.
Странным образом в далекой
Р осси и повторилась ситуация,
подобная парижской, где так же
сенсационно было ее экспромтное
вы ступление в партии Розины .
Только там партию Розины по-
стоянно исполняла знаменитая
итальянка Персиани. Ее неожидан-
ная болезнь заставила директора
оперы за час до начала спектакля
обратиться к Ниссен, которая в то
время готовилась к ответственному
концерту. И только исключительная
вокально-музыкальная одаренность
принесла ей успех. С тех пор эта
труднейшая партия стала лучшей в
репертуаре Г. Ниссен4 .
Генриетта Н иссен (по муж у
Саломан) родилась в ш ведском
городе Гетебурге 12 мая 1819 года.
Когда ей исполнилось 4 года, стало
ясно, что природа одарила девочку
необыкновенными музыкальными
способностями. Генриетта начала за-
ниматься у талантливого органиста
Гетебурга, пастора Георга Гюнтера,
которы й организовал в родном
городе певческую капеллу. Ее юная
Ниссен окончила с отличием. В 20
лет девушка оставила Ш вецию и
уехала в Париж, где начала изучать
теорию и практику вокального ис-
кусства у знаменитого Гарсиа-сына.
Уроки игры на фортепиано она бра-
ла у Фредерика Шопена5 .
Выступления на сцене париж-
ской Итальянской оперы, гастроли в
России, Италии, Германии, Англии,
Швеции, Норвегии и Бельгии сде-
Генриетта Н-ссен-Саломан
лали ее имя хорошо известным в
Европе. В 1850 году Г. Ниссен вы-
шла замуж за датского композитора
Зигфрида Саломана и вместе с ним
продолжила свои артистические
турне. Одновременно она пробо-
вала себя, и небезуспешно, в роли
педагога.
В 1860 году по приглашению
А. Г. Рубинштейна супруги Саломан
переехали на постоянное местожи-
тельство в Петербург. Генриетта
наряду с концертной деятельностью
преподавала в классах Русского му-
зыкального общества. С открытием
в 1862 году в Петербурге первой
русской консерватории она стала
ее профессором и работала в ней
с небольшими перерывами вплоть
до своей смерти, последовавшей
27 августа 1879 года. При этом она
отказалась от более выгодных пред-
ложений из Вены и Штутгарта6 .
М уж Генриетты - Зигф рид
Саломан, по воспоминаниям, «поль-
зовался некоторой, хотя и второ-
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 71 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 73 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст