троительство и архитектура
архитектурно-пространственной
среде, в целой системе ансамблей
исторического центра столичного
города1.
История Певческого моста при-
мечательна объединением имен
самых выдающихся мастеров, форми-
ровавших наш город в XIX столетии,
но она включает в себя и заниматель-
ные эпизоды, начиная с зарождения
идеи его строительства.
Так, в 1888 году в «Истори-
ческом вестнике» секретарь Гене-
рального совета М. М. Михайлов
опубликовал статью «По какому
случаю построен Певческий мост»,
в которой рассказал, что на на-
бережной Мойки, у дома № 24,
находился лодочный перевоз от
«Данона» к зданию Министерства
иностранных дел. Действительный
статский советник, обер-канцлер,
член Госсовета Головкин, живший
в доме Калугина (№ 24), однажды в
1833 году не попал на обед в Зимний
дворец из-за того, что при пере-
праве упал в воду. На следующий
день Николай I явился к нему сам
и согласился с Головкиным, что не-
обходимо здесь построить мост во
избежание подобных случаев. Как
отмечал М. М. Михайлов, «мост
был выстроен с необыкновенною
быстротою»2.
Но скорее всего более важные
причины побудили немедленное
сооружение моста на этом месте.
Во-первых, в ту пору строилось зда-
ние Генерального штаба по проекту
А. П. Брюллова, и необходимо было
подвозить строительные материалы;
во-вторых, готовилось торжествен-
ное открытие Александровской
колонны Монферрана, с парадом
войск на Дворцовой площади.
О. Монферран был разносто-
ронним зодчим, работал в разных
архитектурных направлениях, в том
числе занимался проектированием
мостов. Он предложил в 1833 году
два варианта строительства моста
через Мойку «противу Певческого
Корпуса». Мост на этом месте пона-
добился О. Монферрану для одного
из четырех направлений движения
войск к вертикальной доминанте -
Александрийскому столпу русской
ратной славы. Он настаивал на не-
замедлительном построении моста.
По его проекту строились трибуны
для почетных гостей по периме-
тру площади и другие временные
сооружения. В 1834 году мост был
построен. Он был деревянным, с
простыми перилами.
30 августа по нему прошли на
Дворцовую площадь войска и го-
рожане для участия в праздничных
торжествах.
Поэт В. А. Жуковский, живший
тогда по соседству, написал о том
событии: «И никакое перо не может
описать величия той минуты, когда
по трем пушечным выстрелам вдруг
из всех улиц, как будто из земли
рожденное, стройными громадами,
с барабанным громом, под звуки
Парижского Марша пошли колонны
русского войска. Начался церемони-
альный марш: русское войско прошло
мимо Александровской колонны; два
часа продолжалось сие великолепие,
единственное в мире зрелище.
..»3.
Этот мост стал связующим зве-
ном между ансамблями централь-
ных площадей и городской застрой-
кой по берегам Мойки и прилегаю-
щим улицам. Однако очень скоро он
перестал соответствовать запросам
столичного строительства.
Следует отметить, что соору-
жение мостов в Петербурге заметно
оживилось после наводнения 1824
года. Тогда же стали востребованы
инженеры путей сообщения и гор-
ного корпуса, специалисты чрезвы-
чайно широкого творческого диапа-
зона и разносторонних знаний, в том
числе и архитектурных. В мостах
стали видеть не только утилитарные
сооружения, но и важный элемент
всей пространственной среды и
даже произведения искусства.
С самого начала появления
деревянного моста через Мойку,
в центре столицы, его называли
«временным» и готовились к соору-
жению нового, более совершенного
в техническом отношении и более
нарядного. Строительная комиссия
Министерства финансов пред-
ложила Егору Андреевичу Адаму
составить проект нового чугунного
моста для этого места.
Е. А. Адам к тому времени по-
казал свои возможности при соз-
дании мостов-предшественников:
Большого Конюшенного через
Мойку (в 1828 г.), Театрального
через Мойку и Екатерининский
канал (в 1829-1830 гг.), Демидова
и Новониколаевского через Екате-
рининский канал (в 1834-1837 гг.).
В декабре 1837 года Е. А. Адам пред-
ставил свой проект для моста у
Певческого корпуса.
До сих пор не выяснено, кому
принадлежала идея постройки столь
широкого моста, воспринимаемого
как продолжение Дворцовой пло-
щади. Из архивных источников
известно, что благоустройством
территории вокруг Зимнего дворца
после пожара 1837 года занимался
Василий Петрович Стасов, поэтому
можно предположить, что необыч-
ные размеры нового моста - это
его идея.
Е. А. Адам спроектировал сбор-
ную конструкцию арочного свода
моста из «бездонных» чугунных
ящиков (тюбингов), скрепленных
болтами. Это позволило уменьшить
Общий вид Певческого моста.
Фото 2003 г.
79
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 78 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 80 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст