троительство и архитектура
80
массивность опор и увеличить
мостовой пролет; часть тротуаров
выносилась на кронштейнах, а за
счет этого расширялась проезжая
полоса моста. Такое нововведение
в мостостроении уже было опробо-
вано в Петербурге в 30-е годы XIX
века инженерами-архитекторами
В. И. Гесте и П. П. Базеном, а также
и самим Е. А. Адамом при строи-
тельстве Театрального и Большого
Конюшенного мостов.
После длительных обсуждений
и перепроверок в конце 1838 года
по распоряжению министра фи-
нансов, генерала от инфантерии и
графа Канкрина комиссия проектов
и смет передала проектные чертежи
для чугунных работ, подписанные
Е. А. Адамом, Александровскому
литейному заводу, чтобы завод из-
готовил пробные металлические
секции.
Е. А. Адам одобрил изделие, и
завод приступил к отливке чугун-
ных ящиков-тюбингов для моста с
января 1839 года.
Со второй половины 1838 года
началась разборка деревянного
моста. Тогда же стали проводить
подготовительные работы - искать
подрядчиков, заготавливать мате-
риалы и оборудование.
В феврале 1839 года строитель-
ная комиссия объявила торги на
поставку материалов и инвентаря
для устройства чугунного моста:
«бревен, досок, брусков, гвоздей,
петель, грохотов, шаек, ушатов,
ящиков, землевозных тачек с чугун-
ными колесами.
.. канатов, веревок,
ломов, лопат, цементу, свинцу, песку,
булыжного камня, глины, железа
кованого, тосненской извести и пли-
ты. гранита, поденных рабочих. а
также на поставку леса, железных и
прочих материалов»4.
В апреле 1839 года был подпи-
сан контракт с купцом 1-й гильдии
Марком Гарфункелем на сооруже-
ние устоев моста.
Практическое руководство ра-
ботами во время строительства
моста, как и постоянную связь со
строительной комиссией и с под-
рядчиками, осуществлял военный
инженер, статский советник Петр
Мансуров, которому приходилось
прилагать немало усилий по вы-
колачиванию средств, материалов,
рабочих. За выполнением работ по
срокам и за расходованием средств
следил комиссар - титулярный
советник П. Суворов. Но и Егор
Андреевич Адам постоянно наблю-
дал за исполнением своего проекта
и давал лично или через своих по-
мощников указания по изготовле-
нию чугунных элементов моста на
Александровском заводе и на самой
стройке. Несмотря на заслуженный
авторитет, ему постоянно приходи-
лось бороться с бюрократической
волокитой и противоречившими его
замыслу распоряжениями строи-
тельной комиссии.
1
мая 1839 года комиссар
П. Суворов подал в строительную ко-
миссию первую отчетную ведомость
о приходе, расходе и остатках мате-
риалов и инструментов, поступивших
от подрядчика купца Гарфункеля,
начавшего делать устои для нового
чугунного моста на месте прежнего.
На протяжении 1839, 1840 и 1841
годов П. Суворов регулярно подавал
рапорты о ходе работ и расходовании
денежных средств. К октябрю 1840
года основные строительные работы
на мосту были завершены, и, как
докладывал П. Суворов, «поверх-
ность вновь построенного моста уже
вымощена бруснинским камнем, а
подрядчик крестьянин Павел Фролов
укладывает булыжный камень на
съездах моста»5.
На 28 октября 1840 года канце-
лярия министра финансов назна-
чила освидетельствование нового
чугунного моста и уведомила строи-
тельную комиссию о назначении
архитектора К. И. Росси председа-
телем комиссии по приемке моста.
Со стороны департамента горных и
соляных дел в комиссию был коман-
дирован штатский советник Лавров,
со стороны строительной комиссии -
архитектор Краснопевков.
В акте освидетельствования ко-
миссии записано: «.мост выстроен
согласно высочайше конфирмиро-
ванным планам, кроме канделябр
для фонарей над тумбами и рисунка
решетки, из коих первые вовсе от-
менены, а последняя в продолжении
постройки переменена, каковые из-
менения по отзыву производителя
работ, господина генерал-майора
Адама, и заведовавшего практиче-
ской частью господина Мансурова,
произошли по воле высшего на-
чальства, затем размеры всех частей
моста оказались верными с вышеоз-
наченным планом, материалы упо-
треблены надлежащего достоинства,
и работы произведены, сколько по
наружности судить можно, во всех
частях с отличной чистотою, отдел-
кою и прочностью.
..»6.
22
ноября 1840 года по вы-
сочайшему соизволению новый
мост через Мойку между зданиями
Министерства иностранных дел и
Певческим корпусом был назван
Певческим.
24
ноября 1840 года Певческий
мост был открыт для проезда и
прохода. Сразу же вышел приказ
Министерства финансов о выдаче
денежных наград статскому со-
ветнику Мансурову (1 тыс. руб.)
и коллежскому асессору Суворову
(500 руб.).
Что касается освещения моста,
то вместо четырех металлических
торшеров с узорным орнаментом,
на гранитных постаментах, пред-
лагавшихся Адамом, пришлось
поставить обычные газовые фонари
на чугунных столбах, какие стояли
на Невском проспекте и Дворцовой
площади. Предложенное Адамом
ограждение моста не было принято;
оно было заменено решеткой более
сложного рисунка, с чем Адам был
вполне согласен.
Кому принадлежит авторство
решетки - точно не установлено.
Предположительно, решетка вы-
полнена по рисункам В. П. Ста-
сова, давно сотрудничавшего с
Е. А. Адамом при строительстве
мостов. Некоторые исследователи
предполагают участие в оформле-
нии моста зодчего К. И. Росси, что
также вероятно7.
По открытии Певческого моста
строительная комиссия предложила
незамедлительно передать новый
мост в городское ведомство с тем,
чтобы с 1 января 1841 года пре-
кратить расходы на его содержание
и оплату жалованья Адаму и Ман-
сурову из суммы, отпущенной на
строительство моста. Была создана
специальная комиссия для переда-
чи, однако городская управа отказа-
лась принять Певческий мост в свое
ведомство на том основании, что
«въезды на мост оказались слишком
круты и сильно засорен фарватер
реки около моста, из-за чего потре-
буется вложение больших средств
за счет Городского ведомства на
устранение этих недостатков». Мост
оставался на балансе строительной
комиссии Министерства финансов
и с мая по июнь 1841 года был за-
крыт на переделку въездов, а также
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 79 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 81 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст