троительство и архитектура
Звено решетки Певческого моста через р. Мойку
Архив Института истории материальной культуры. Нег. III-5832
тротуаров у здания Певческого
корпуса. За то время было уста-
новлено 4 фонарных столба поверх
замощенной мостовой, окрашенных
масляной краской, и река была очи-
щена от строительного мусора.
10 июля 1841 года мост был
передан строительной комиссией
Министерства финансов в город-
ское ведомство, вместе с чертежа-
ми и описанием, сделанным комис-
саром П. Суворовым: «Певческий
чугунный арочный однопролетный
мост состоит из 2-х гранитных с
закруглениями устоев (длиной
41 пог. саж. каждый), с гранит-
ными тротуарами на открылках
с 4-х сторон (всего 28 кв. саж) и
гранитными парапетами (высотою
1 арш. 8 верш.) с четырьмя подфо-
нарными тумбами. Чугунная арка
состоит из 329 чугунных ящиков-
тюбингов, скрепленных между
собою болтами и гайками (3390
шт.). Ограждение моста представ-
ляет собою литую ажурную чу-
гунную решетку с веерообразным
рисунком и железным поручнем.
С наружной стороны решетки (со
стороны реки) крепятся 22 ажур-
ных кронштейна. Длина решетки
17 пог. саж., 2 арш. 6 вершков. Тро-
туары на мосту деревянные тор-
цовые - 19,5 кв. саж. Ограждение
тротуаров от проезжей части со-
стоит из 8-ми чугунных столбиков
и в них железных поручней - 30,
под ними чугунных досок - 10 и
чугунных наличников - 12.
...Мостовая вымощена брус-
нинским (финляндским) булыж-
ным камнем, обтесанным в форме
правильных пятикантных парал-
лелепипедов - 260 кв. саж. Между
устоями и на подъездах к мосту -
обычная булыжная мостовая - 500
кв. саж.»8.
Таким мост поступил в город-
ское дорожное хозяйство, украсив
восточное завершение Дворцовой
площади и соединив два берега
Мойки в ответственном месте.
В процессе эксплуатации вскоре
выявилась слабая сторона соору-
жения - недостаточно крепкая
брусчатая мостовая. Уже в 1844
году потребовались исправления в
ряде мест из-за выбоин в брусчатом
покрытии. При ремонте использо-
вали булыжник как более прочный
материал. Такие ремонтные работы
проводились почти ежегодно, о чем
свидетельствуют отчеты Санкт-
Петербургской городской управы.
2
июня 1882 года был заключен
договор с подрядчиком, купцом
2-й гильдии Николаем Ивановым
на перестилку брусчатой мостовой
на Певческом мосту, на площади
256 кв. саж. за 3349 рублей. Работа
была закончена в срок, к 25 августа
1882 года, под наблюдением ар-
хитектора Фиалковского и члена
управы П. О. Яблонского9.
С 1900 года регулярно прово-
дились осмотры Певческого моста
с указанием небольших текущих
ремонтов.
В архивных документах пред-
революционных лет найдены лишь
материалы 1910 года, касающиеся
Певческого моста, относящиеся к
проекту инженера путей сообще-
ния Ф. Е. Енакиева. В том году
Ф. Е. Енакиев выступил с проектом
грандиозных преобразований в Пе-
тербурге, по которому Певческому
мосту отводилась роль связую-
щего звена между центральными
районами города. Городская дума
рассматривала проект с большим
запозданием, накануне Первой ми-
ровой войны, причем отозвалась по-
ложительно, но в августе 1914 года
началась война, да и автор к тому
времени скончался (в 1912 г.). Про-
ект не осуществился, и Певческий
мост остался прежним10. Неболь-
шие текущие ремонты продолжали
проводить по мере необходимости,
главным образом по покрытию про-
езжей части.
В 1935 году Мостовое бюро
научно-исследовательского секто-
ра инженеров железнодорожного
транспорта провело освидетель-
ствование и испытание нагрузкой
СТ-25 и СТ-32 полотна Певческого
моста в присутствии представи-
телей «Ленмостотреста». Были
отмечены плохая гидроизоляция
на мосту и осадка середины моста
на 10 см в местах, где происходит
наибольшая нагрузка от транспорта,
и было сделано заключение, что на-
грузки допустимы при соблюдении
правил:
- СТ-25 пропускать с интерва-
лом не менее 5 п. м;
- СТ-32 пропускать с интерва-
лом не менее 10 п. м.
В 1936 году проведено очеред-
ное освидетельствование моста,
включая водолазное обследование
подводной кладки устоев. Из не-
достатков отмечено то, что «блоки
средней части свода покрыты вла-
гой, не везде заполнены швы между
блоками, отсутствует 100 болтов в
средней части блоков; гидроизоля-
ция неудовлетворительная, и как
следствие этого - ржавчина на бло-
ках, вспучивание краски, имеются
трещины и выколы на декоратив-
ных плитах фасадов свода».
В 1937 году проезжая часть
моста была покрыта асфальтобе-
тоном.
Обследования Певческого моста
проводились только после оконча-
ния Великой Отечественной войны,
81
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 80 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 82 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст