троительство и архитектура
но уже в период с 27 мая по 8 июня
1944 года водолазной станцией ОПТР
АСОЭПРОК-а были осмотрены
устои моста и отмечено: «.
..головки
свай сильно искрошились, головной
брус лежит на поперечных брусьях,
а гранитная кладка обоих устоев по-
вреждений не имеет».
В 1946 году было проведено
всестороннее обследование моста
трестом эксплуатации мостов и на-
бережных «Ленмостотреста» при
дорожно-мостовом управлении
Ленгорисполкома, был составлен
паспорт технической инвентариза-
ции и сделано заключение: «Мост
находится в состоянии, пригодном
к эксплуатации, несмотря на отме-
ченные недостатки»11.
В 1962 году на мосту закрепили
нивелировочные точки для наблю-
дений за прогибами свода путем
проведения контрольных нивели-
ровок в последующие годы. Тогда
же было зафиксировано, что имеет
место осадка грунта около устоев.
В 1966 году провели контроль-
ное обследование Певческого моста
по специальной программе. Было
отмечено, что состояние моста ухуд-
шилось по сравнению с 1962 годом;
это послужило поводом ограничить
автомобильное движение с соблю-
дением условий - не превышать на-
грузку более 3 тонн и не допускать
большие массы людей. «Ленмосто-
тресту» было рекомендовано про-
вести капитальное переустройство.
На следующий год Реставра-
ционно-строительная организация
№ 4 по заказу «Мостотреста» прове-
ла ремонт фасадных листов с обеих
сторон моста (изготовлены детали
Памятная площадка в 400 кв. м на
Певческом мосту, вымощенная
бруснинским кварцито-песчанником,
обнаруженная под асфальтом.
Фото 2006 г.
из листовой стали по деревянным
шаблонам, новые болты и гайки,
сделана окраска и пр.). Но капи-
тальное переоборудование Певче-
ского моста было отложено еще на
несколько лет. В те годы мост был
превращен в бесконтрольное место
стоянок легковых автомобилей, что
грозило его обвалом. Пришлось по-
ставить оградительные бетонные
барьеры, оставив для проезда еди-
ничных автомобилей небольшую
среднюю часть моста.
Проведенная реконструкция
дворов Певческой капеллы в пер-
вые годы нового века подтолкнула
реконструкцию Певческого моста,
ибо мост следует рассматривать
как элемент ансамбля Дворцовая
площадь - Капелла.
По решению правительства
Санкт-Петербурга комитет по благо-
устройству и дорожному хозяйству
и управление капитального ремонта
и строительства поручили разрабо-
тать проект капитального ремонта
моста ЗАО «Институт «Стройпро-
ект». Ремонтно-реставрационные
работы были выполнены в период
с ноября 2003 года по август 2004
года генеральной подрядной орга-
низацией «Трест Ленмостострой».
Мосту был возвращен прежний вид.
Но благодаря устройству поверх
чугунного свода мощного железобе-
тонного настила грузоподъемность
моста значительно увеличена. В
ходе ремонта было сделано новое
основание из бутовых свай, смон-
тировано 350 тонн арматуры и
уложено более 2 тыс. куб. метров бе-
тона, переложены облицовка, плиты
тротуара, гранитные тумбы12.
По предложению КГИОП в ка-
честве памятника на проезжей части
моста была оставлена площадка в
400 кв. м, вымощенная брусчаткой
из кварцито-песчанника Бруснин-
ского месторождения, обнаружен-
ной под слоем асфальта.
После капитального ремонта в
2003-2004 годах Певческий мост
снова вошел в разряд красивейших
мостов Санкт-Петербурга и достоин
повышенного внимания жителей
нашего города и гостей, а его кон-
структивные особенности должны
быть энциклопедическим образцом
строительства мостов такого типа.
1
Исаченко В. Г. У Певческого моста / / Диалог. 1987. № 12; Исаченко В. Г. Е. А. Адам / / Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало
XX в. СПб., 1998; Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990. С. 93-94.
2
РГИА. Ф. 562. Оп. 1. Д. 125. 1840-1841. О построении чугунного моста через р. Мойку у Певческого Корпуса.
3 Ротач А. Л., Чеканова О. А. Монферран. Л., 1979.
4 РГИА. Ф. 1487. Оп. 4. Д. 293. 1840-1841. Построение чугунного моста между зданиями Министерства Иностранных Дел и Пев-
ческим Корпусом через р. Мойку.
5 Там же.
6 РГИА. Ф. 562. Оп. 1. Д. 125. 1840-1841. О построении чугунного моста через р. Мойку у Певческого Корпуса.
7 Блэк И., Ротач А. Чугунные арочные мосты в Ленинграде. Л.; М., 1955. С. 143-156.
8 РГИА. Ф. 1487. Оп. 4. Д. 293. 1840-1841. Построение чугунного моста между зданиями Министерства Иностранных Дел и Пев-
ческим Корпусом через р. Мойку.
9 ЦГИАЛ СПб. Ф. 513. Оп. 118. Д. 354. 1882-1884. Перестилка брусчатой мостовой на Певческом мосту.
10 Исаченко В. Г. Е. А. Адам / / Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX в.
11
Архив «Мостотреста» - «Певческий мост». Папки № 22 и № 56.
12 Буклет Треста «Ленмостострой». СПб., 2004.
82
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 81 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 83 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст