С
ады и парки Петербурга
войного казака и убила крестьян-
ского мальчика-разносчика. Выйдя
невредимым из кареты, император
захотел взглянуть на преступника.
Затем он пошел вдоль канала, где
его и настигла бомба Гриневицкого.
Она стала смертельной для обоих.
Умирающего Александра II при-
везли в Зимний дворец, где в 15.30
он скончался.
На месте, обагренном кровью
венценосца, была установлена не-
большая деревянная часовня. Было
решено построить там храм в его
память.
Объявили конкурс на проект
храма, и к 31 декабря 1881 года по-
ступило 26 работ, но ни одна из них
не заинтересовала нового императо-
ра Александра Ш. Они не отвечали
характеру «русского церковного
зодчества». В марте - апреле 1882
года был спешно проведен второй
конкурс. В городскую управу к
28 апреля 1882 года было представ-
лено 28 проектов, затем добавилось
еще три. Архитектор А. А. Парланд
уже принимал участие в этом кон-
курсе с проектом под девизом «Ста-
рина», когда получил предложение
архимандрита Игнатия, настоятеля
Троице-Сергиевой пустыни близ
Стрельны, разработать совместный
проект храма.
В миру Игнатий носил фами-
лию Малышев, но в некрологе, опу-
бликованном в «Неделе строителя»
(1897. № 24. С. 127), он был оши-
бочно назван И. В. Макаровым92.
Солидное издание «Памятники ар-
хитектуры Ленинграда» повторило
эту ошибку, а за нею и ряд других93.
Архимандрит Игнатий называл себя
«зодчим по призванию», много стро-
ил в своей пустыни, где ряд работ
по его просьбе выполнил и Парланд.
Возникшую у него идею создания
храма Игнатий не мог самостоя-
тельно обратить в проект, хотя и
учился в Академии художеств:
сооружение было слишком сложно
для него. Поэтому он обратился к
А. А. Парланду. Несмотря на то, что
собственный проект был уже готов,
архитектор принял предложение,
поняв, что с поддержкой Игнатия,
к которому был лично расположен
Александр III, он сможет достигнуть
большего, и оказался прав. На сов-
местный проект император обратил
внимание - «главным образом
вследствие особенной отделки места
смертельного поранения царя»94.
Храм Воскресения Христова
(Спас на Крови).
Фото Ю. Ф. Пильцова
Хоть император и обратил внимание
на проект, но утвердил его лишь
1 мая 1887 года. «В окончательной
редакции» проект далеко отошел от
совместного конкурсного варианта,
и А. А. Парланд к тому времени мог
уже правомерно назвать себя авто-
ром создаваемого храма. Задание
построить храм на месте гибели
Александра II создавало сложности
его установки - храм полностью
Ризница храма.
Фото Ю. Ф. Пильцова
перекрывал набережную. Но выход
из этого положения нашли: с одной
стороны захватили часть канала, а с
другой - выручила великая княгиня
Екатерина Михайловна, отдавшая
безвозмездно под строительство
часть Михайловского сада. Храм,
названный по предложению архи-
мандрита Игнатия храмом Воскре-
сения Христова и известный в на-
роде под именем «Спас на Крови»,
строился около 25 лет.
Хотя сам храм не расположен
на территории Михайловского
сада, но там были построены два
сооружения, входившие в храмовый
комплекс, по проектам все того же
Парланда, - это ризница и ограда
сада напротив храма.
Ризница, как и собор, была
построена в русском (или как пи-
сали ранее - в «псевдорусском»)
стиле. В его основе лежало ис-
пользование архитектурных форм
и декоративных приемов русского
зодчества середины XVII века. Это
прямоугольное в плане, одноэтаж-
ное здание площадью 230 кв. м
облицовано зигердорфским декора-
тивным кирпичом. Схема построе-
ния ризницы - распространенная
в церковной архитектуре XVII
века - «восьмерик на четверике».
Это значит - восьмигранный объ-
ем, увенчанный шатровой крышей,
покоится на одноэтажном кубе.
Просторный зал ризницы освещал-
ся восемью большими полуцир-
кульными окнами второго света95.
Фасад, обращенный к каналу Гри-
боедова, оформлен колонками из
серо-белого эстляндского мрамора.
Над проемом главного входа, вы-
деленного сдвоенными колонками,
помещен кокошник-фронтон, в
центре которого находится мозаич-
ная икона «Спас нерукотворный».
В углубления массивных столбов,
которые фланкируют главный фа-
сад, вставлены покрытые глазурью
изразцы. К восточному столбу при-
креплена створка металлических
ворот, а к западному - звено декора-
тивной ограды. Покрывает ризницу
граненая шатровая кровля. Шпиль
крыши завершался не крестом, а
монограммой Иисуса Христа, за-
ключенной в кольцо. (В настоящее
время это навершие восстановлено.)
Ризница с самого построения была
предназначена для хранения и экс-
понирования проектов, чертежей,
живописных эскизов для мозаик.
9
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 8 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 10 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст