Г о
ород
далекий
и
близкий
90
Петербурге, было Русское Просве-
щение, непосредственно связанное
с именем Екатерины II. Ее прав-
ление способствовало созданию
условий для проявления клубной
инициативы.
Своеобразие эпохи Просве-
щения заключалось в проявлении
петербургской культуры, сущность
которой отражалась в ее «разно-
племенном» характере. Петербург
формировался как многонацио-
нальный город, где представители
различных стран Европы не толь-
ко жили и трудились в едином
территориально-городском про-
странстве, но и взаимодействовали
друг с другом, обмениваясь, непо-
средственно или опосредованно,
уникальностью своих культур. Го-
род аккумулировал, впитывал в себя
разноязычную «палитру» народов и,
вместе с тем, создавал условия для
проявления их культур, формируя
тем самым собственное европейское
лицо, так непохожее на лики горо-
дов остальной России.
Еще до строительства Петербур-
га Петр I 16 апреля 1702 году издал
«Манифест о вывозе иностранцев
в Россию». Строительство новой
столицы по замыслу Петра I должно
было осуществляться не только рус-
скими людьми, но и иностранцами,
чей опыт, знания, мастерство и но-
вые технологии необходимы были
в тот исторический момент реали-
зации реформ царя, нацеленных на
европеизацию России.
Постепенно расселившись по
всему городу, многие из них при-
няли российское подданство и за-
няли место в социальной иерархии
городского населения согласно
своему социальному статусу. Ино-
странцы не имели отдельной страты
в городской социальной структуре.
Они «пронизывали» всю страти-
фикационную шкалу, начиная от
высшей, титуловано-дворянской и,
заканчивая низшей.
Помимо иностранцев, при-
езжавших в Петербург постоянно
жить и работать, было много не-
гоциантов, которые вели с Россией
торговые дела. Поскольку Петр I
планировал сделать Петербург и как
«пристанище коммерции», он, а впо-
следствии и Екатерина II, всячески
поощряли стремление иноземных
купцов торговать с Россией.
Несмотря на то, что иностран-
цы были рассредоточены по месту
своего проживания в городе, они
сохраняли специфику западно-
европейского образа жизни, на-
циональный уклад и культурные
традиции. Характеризуя их досуг,
А. Башуцкий, в частности, отмечал
его характерные черты: разбор-
чивость в приеме гостей, непри-
нужденное веселье, открытость и
приятность, которой способство-
вало равенство состояния, проис-
хождения, сходство в образовании,
вкусах, занятиях2. Это сближало
всех иностранцев между собой. Они
обладали определенным стремле-
нием к активному общению. Таким
образом, желание в установлении
и поддержании различного рода
связей также являлось характерной
чертой их времяпрепровождения. У
иностранцев была сформирована
культура досуга, а их социальные
потребности в культурном прове-
дении своего свободного времени в
значительной мере опережали еще
не сформированные потребности
русских людей проводить свой до-
суг в локальных, клубных формах.
Для русского общества XVIII
века характерна была доминанта
массовых, активно-развлекательных
форм в праздничном городском до-
суге и ограниченность повседневно-
го досуга обособленным домашним
кругом. Склонность русского че-
ловека проводить свой досуг дома
является антитезой в понимании
досуга иностранцев. Для них дом
всегда был «крепостью», а досуг
рассматривался как занятие изна-
чально общественное, которое, как
правило, проводят вне дома. Отсюда
его социальная значимость и более
интенсивный процесс формиро-
вания досуговой культуры как на
личностном, так и на общественном
уровнях, требующих от человека
определенной модели поведения и
соблюдения иных норм и правил
общежития.
Следующий фактор возникно-
вения клубов в Петербурге заклю-
чался в наличии субъектов клубной
инициативы в лице англичан, ко-
торые не только занимали ведущее
место по численности своей коло-
нии, но и являлись своеобразными
«клубными агентами», поскольку
родиной клубов была общепризнана
Англия, где клубы стали возникать
еще в конце XVI - начале XVII века.
Являясь одной из особенностей
культурного развития, английские
клубы смогли сформировать тра-
диции не только на уровне жизни
отдельного человека и отдельных
социальных групп, но и всей на-
ции. Естественно, что жившие в
Петербурге англичане хорошо знали
эту форму досуга, и можно предпо-
ложить, что у себя на родине неко-
торые из них были членами тех или
иных клубов. Приехав в Петербург,
англичане не имели, впрочем, как
и все жители столицы, большого
выбора локальных досуговых раз-
влечений.
Таким образом, третий фактор
связан с ограничением выбора до-
суговых форм в культурной жизни
столицы. В первой половине XVIII
века Петр I лично занимался во-
просами организации досуга для
иностранцев. Помимо учреждений
ассамблей и «Великобританского
монастыря», «братию» которого
составляла в основном элита ев-
ропейской колонии, Петр создавал
благоприятные условия для досуга
всем иноземцам. Получая офици-
альную поддержку в лице самого
царя, они учреждали досуговые
заведения согласно своим нравам и
обычаям. Первый российский исто-
рик Петербурга А. Богданов прямо
указывал, что трактиры и австерии
«содержались» иноземцами3. Тем
не менее с годами культурный
статус питейных заведений падал
по причине злоупотребления посе-
тителями «питья». Кроме того, их
общедоступность противоречила
природе клуба, для которого рав-
ность социального статуса членов
является приоритетной. Таким об-
разом, иностранцы, стремившиеся
сохранить микросреду своего
культурного обитания, были по-
ставлены перед необходимостью
самоорганизоваться в клуб.
История возникновения перво-
го клуба была такова. Прибывшие в
Петербург колонисты, большинство
из которых были английские тор-
говые люди, собирались несколько
раз в неделю в гостинице голландца
Корнелия Гардинера, где за стаканом
вина или пива проводили время в
веселых разговорах, за чтением газет
или карточными играми. В начале
1770 года дела гостиницы «приняли
неблагоприятный оборот», и хозяин
вынужден был ее закрыть. Тогда ан-
гличанин, владелец мануфактуры в
Петербурге Францис Гарднер, пред-
ложил создать клуб, найти для него
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 89 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 91 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст