Г о
ород
далекий
и
близкий
92
сительной значимостью. Отсюда
расплывчатость, неопределенность
и репродуктивность культурных
форм в их жизни. Клуб явился для
купечества той универсальной фор-
мой, которую они восприняли с жи-
вейшим интересом. Они смогли не
только проявить активное участие в
клубной деятельности, но и создать
купеческие клубы, существование
которых имело стабильность и
устойчивость на протяжении конца
XVIII и всего XIX века.
Некоторые представители
первостатейного петербургского
купечества состояли членами Ан-
глийского клуба. Но ограничение
в его составе в 1780 году, а также
доминанта дворянского «элемен-
та» в нем способствовали тому, что
купечество проявило инициативу
и создало силами биржевиков в
1784 году свой клуб, известный в
Петербурге под названием «Ком-
мерческого общества». Учредители
того клуба постоянно стремились
оградить его состав от лиц, не при-
надлежавших к их среде. Особенно
ревностно купечество желало «от-
городиться» от «примыкавшего» к
нему мещанства. С одной стороны,
сознательная обособленность в до-
суговом времяпрепровождении уси-
ливала дистанцию между сослов-
ными клубами, а с другой стороны,
способствовала усилиям членов
клуба создавать клубный имидж
и поднимать культурный статус.
Членам клуба удалось достичь по-
ставленной цели. Через несколько
лет «Коммерческое общество» в
Петербурге считалось «вторым»
после Английского клуба.
Городские сословия в Петербур-
ге изначально являлись социальной
базой отечественных клубов. Уча-
стие в них было своего рода кри-
терием степени их включенности
в культурные процессы, в которых
в полной мере реализовывались их
социальные инициативы. Согласно
количеству клубов и численности
в них мещан можно сделать вывод
о том, что некоторые клубы были
«продуктом» культуры мещанско-
го сословия. Так, по свидетельству
И. Г. Георги, в Мещанском клубе,
учрежденном в Петербурге в 1776
году, насчитывалось 600 членов7.
Интенсивность возникновения
клубов свидетельствовала о том,
что мещане быстро перенимали у
иностранцев клубный опыт и реали-
А. Н. Оленин.
А. С. Пушкин.
Портрет
Рис. О. Кипренского. 1813 г.
работы В. А. Тропинина. 1827 г.
М. Ю. Лермонтов.
Портрет работы
Н. А. Некрасов.
П. Е. Заболотского. 1837 г.
Акварель М. Захарова. 1843 г.
Е. А. Карамзина.
Портрет работы
неизвестного художника.
30-е годы XIX в.
Александра Осиповна
Смирнова-Россет (1809-1882).
Художник Н. Алексеев. 1811 г.
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 91 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 93 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст