ненного общества», «хороший тон»
которого служил для В. Г. Белинского
примером «невзыскательного вкуса
петербуржца средней руки»9. Вместе
с тем следует сказать, что этот клуб,
переименованный в 1845 году в пе-
тербургское Благородное собрание,
был очень динамичным. Именно в
нем, помимо традиционных балов и
танцевальных вечеров, проводились
семейные вечера, организовывались
музыкальные встречи, театральные
представления, а в 1864 году впер-
вые начали проводиться детские
праздники.
Деятельность петербургских
клубов была неотделима от социаль-
ных проблем города. Наиболееярко
она проявлялась в благотворитель-
ной деятельности. В XIX столетии
организация сбора денег в пользу
бедных сложилась как клубная
традиция. Помимо создания специ-
альных касс для сирот, вдовьих касс,
постоянно пополнявшихся за счет
ород далекий и близкий
клубных штрафов и карточных игр,
осуществлялась целенаправленная
благотворительная программа. Она
включала в себя различного рода
адресные пособия, пенсии, стипен-
дии, единовременные и постоянные
пожертвования, а также органи-
зацию массовых развлекательных
мероприятий, деньги от которых
шли на богоугодные цели.
Расширение диапазона форм
клубной деятельности показыва-
ет новое качественное изменение
их социальной роли в петербург-
ском обществе. Традиционные
развлекательно-релаксационные
цели сменялись нравственно-бла-
готворительными установлениями,
что свидетельствует о высоком уровне
включения клубов в социально-куль-
турную жизнь города.
Петербургские клубы имели
огромное влияние на становление
клубного пространства России. В
конце XIX века не только в Мо-
скве и других крупных городах,
но и малых уездных городах соз-
давались разнообразные клубные
сообщества: яхтсменов, автолю-
бителей, велосипедистов, тенни-
систов, гимнастов т. п. Возникали
литературно-артистические, музы-
кальные, художественные клубы.
Повсеместно функционировали
клубы охотников, любителей при-
роды. В ХХ век Россия вступала
со сложившимися клубными тра-
дициями, которые естественно и
органично обогащали культурную
жизнь русского общества.
Время является единственным
критерием проверки жизнеспособ-
ности той или иной формы челове-
ческого общения. Именно оно про-
веряет на прочность любые органи-
зационные структуры. И только то,
что глубоко по сути, верно по форме
выражения, адекватно насущным
потребностям человека, - остается.
Остальное уходит в небытие.
1
Брокгауз Ф. А., Эфрон И. К. Энциклопедический словарь. СПб., 1895. Т. 29. С. 424.
2
См.: Башуцкий А. Панорама Санктпетербурга. СПб., 1834. Ч. 3. С. 12, 13, 49, 50, 100, 102.
3 Богданов А. И. Историческое, географическое и топографическое описание Санктпетербурга от начала заведения его, с 1703 по
1751 год, дополненное и изданное Василием Рубаном. СПб., 1779. С. 153.
4 См.: Столетие С.-Петербургского Английского собрания. 1770-1870. Исторический очерк. Воспоминания. Списки старшин.
Списки почетным членам и членам. СПб., 1870. С. 2-5.
5 См.: Столетие С.-Петербургского Английского собрания.
.. С. 8-11.
6 См.: Семенова Л. Н. Роль иностранцев в жизни города / / Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII век). СПб., 1998.
С. 56-57.
7 Георги Г. И. Описание российского императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях
онаго 1794-1796. Репринт изд. СПб., 1996. С. 462.
8 См.: Гордин А. Наши общественные собрания (клубы), с точки зрения юридической, и область применения гражданского иска.
СПб., 1883. С. 23.
9 Белинский В. Г. Петербургская литература / / Физиология Петербурга. М., 1984. С. 217.
94
История Петербурга. № 6 (40)/2007
предыдущая страница 93 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн следующая страница 95 История Петербурга №40 (2007) читать онлайн Домой Выключить/включить текст